Python, Java, С++, роботы и никакого «Паскаля»
В хороших школах на смену устаревшему языку Pascal, который до сих пор изучает большинство старшеклассников России, приходит Python. Это такой же простой в изучении, как и его предшественник, но при этом актуальный промышленный язык. Его использует большинство крупных компаний мира, в том числе Яндекс и Google.
Именно с этого языка ученики «Летово» начнут изучать программирование, а в старших классах добавят к нему еще один. Если школьник собирается сдавать экзамен IB (Международный бакалавриат) и поступать в западный вуз, то мы переходим на Java.
Если ученику интересно олимпиадное программирование и он выбирает один из российских IT-вузов, вторым для него становится основной язык олимпиадников – C++ (95% школьников на Всероссийской олимпиаде по информатике используют C++).
В некоторых школах в основной курс информатики уже начинают включать робототехнику.
Это направление у нас в стране хорошо развито, команды российских школьников занимают высокие места на мировых чемпионатах по робототехнике.
Удаленная работа
В последние годы порог вхождения в профессиональное программирование снизился, и это значительно увеличило интерес школьников к информатике. Появились средства разработки с графическим интерфейсом, понятным даже маленьким детям. Стал общедоступным интернет с красивыми сайтами, а их создание упростилось.
Распространились гаджеты: от смартфонов до «умных» часов – и тут же появился инструментарий, позволяющий быстро писать приложения под них.
А несколько лет назад стали доступны «движки», которые помогают дома создавать серьезные 3D-игры.
Эти нововведения позволили детям зарабатывать уже в школе.
Начать проще всего с области веб-разработки и создания мобильных приложений: c одной стороны, для этого не нужен большой коллектив, с другой – присутствует постоянная потребность со стороны бизнеса, спрос есть всегда.
Социальные сети
В большинстве школ есть дети, которые не сильны в социализации, но сильны в науках – типичные ребята «в толстых очках». Они не читают паблики, не переписываются в «ВКонтакте», не смотрят видеоблоги и увлекаются только интеллектуальными развлечениями, вроде шахмат. Однако не они составляют подавляющее большинство успешных в учебе детей.
Часто больших высот на олимпиадах, научных конкурсах и экзаменах достигают самые обычные с виду ученики, ничем не отличающиеся от детей из соседних школ.
Они слушают ту же музыку, смотрят те же баттлы – и даже пишут «панчи» для собственных рэп-поединков, так же гуляют на улице и катаются на лонгбордах.
У меня был ученик, который до девятого класса интересовался больше мемами, чем программированием, а в десятом – выиграл Всероссийскую олимпиаду по информатике.
Онлайн-обучение
Онлайн-обучение – это важное и полезное направление, но пока его удается успешно применить только в качестве поддержки и углубления основного образования. В нашей школе ученики будут осваивать некоторые темы в виде онлайн-курсов, разработанных или рекомендованных учителями.
В качестве основного образования онлайн-школы работают куда менее эффективно.
Детям сложно учиться самостоятельно, у них могут возникнуть «перекосы» в интересах – например, новый курс по биологии каждый день, но ни одного курса по русскому языку за неделю.
Очная учеба дает серьезный внешний стимул что-то делать: вставать в 8 утра, ходить на занятия, вовремя сдавать экзамены, выполнять требования преподавателей.
Такие навыки полезны для взрослой жизни. Если человек не приучен к дисциплине, если он не продемонстрировал, что в течение нескольких лет он может следовать требованиям – пусть иногда и бессмысленным, не факт, что он будет делать это на работе.
Геймификация
Когда мои ученики решают задачи по программированию, автоматическая система проверяет их и выводит результаты в единую табличку. Все видят, кто на каком месте находится, и стремление подняться в этом рейтинге очень мотивирует.
Я пробовал скрыть таблицу с рейтингом, и решаемость домашних заданий заметно упала.
Еще один современный способ ввести элемент игры в образовательный процесс – это игровые платформы для изучения программирования, например, Minecraft Edu, CodeCombat и т.д.
Минус такого обучения в том, что ты доходишь до определенного уровня, после которого «упираешься в потолок». С другой стороны, игровые платформы могут дать быстрый старт, заинтересовать ребенка в программировании и стать этапом на пути к серьезным языкам.
Онлайн-олимпиады
С тех пор, как появились программы для автоматической проверки заданий по программированию, заметно разрослась индустрия онлайн-олимпиад. Я знаю школьников, которые при подготовке ко Всероссийской олимпиаде ежедневно участвуют в каком-нибудь цифровом состязании.
Всю систему конкурсов по информатике уже сейчас можно перевести в онлайн, а очно собираться только на финальных этапах и с единственной целью – убедиться, что школьник все делает сам.
Правда, на олимпиады по другим предметам онлайн-формат накладывает существенные ограничения:
очень немногие содержательные задачи можно сформулировать в тестовом формате.
Поэтому, несмотря на название, такие конкурсы по другим предметам обычно подразумевают не самый высокий, не «олимпиадный» уровень.
Прокторинг
Прокторинг – это система, позволяющая принять экзамен у человека, который находится в другом городе. Мы используем ее для наших вступительных испытаний. Школьник, сидя у себя дома, выполняет задания на компьютере или в тетрадке, которую он потом отправляет на проверку.
В это время наблюдатель контролирует процесс через веб-камеру и видит картинку на экране ученика.
Следить помогает автоматизация: система отслеживает открытие посторонних приложений на экране, анализирует картинку и сообщает, если в кадре появляется другой человек или экзаменуемый уходит из кадра. Это направление пока только начинает развиваться, но систем, которые позволяют делать прокторинг один на один или с небольшим количеством школьников одновременно, уже довольно много.
Электронная школа: журналы, учебники, доски
Современную школу сложно представить без электронного журнала. Хорошее учебное заведение стремится анализировать успеваемость учеников, и бумажной версии для этого явно недостаточно.
Что касается электронных учебников, их качество пока оставляет желать лучшего. Изначально это были просто отсканированные страницы бумажных учебников, позже к ним стали добавлять элементы тестирования и интерактивный контент, например, видео.
Однако пока продуктов, которые позволят школе навсегда забыть о традиционных учебниках, на образовательном рынке нет.
Еще одно нововведение последних лет – интерактивные доски. Обычно они выглядят, как огромный сенсорный планшет, который можно перемещать по классу. Многим учителям такие доски пока просто заменяют традиционные, и в этом качестве они не всегда лучше – страдает разрешение и скорость реакции сенсора.
В последние годы появляются решения, позволяющие уходить от единой доски и транслировать общую картинку на индивидуальные устройства учеников. Но для преподавателя доска – это центр притяжения, а компьютеров или планшетов на столах у учеников многие пока опасаются.
В одной из школ я даже видел наклонное зеркало, которое висит в задней части класса и отражает экраны всех учеников, чтобы учитель мог контролировать, что происходит на экранах их ноутбуков.
Виртуальная реальность
Виртуальная реальность (VR) кажется очень перспективной для образовательного процесса технологией. Представьте: любой объект, например, лягушку на уроке биологии, можно не только увидеть на экране, но и «повертеть», разобрать на части, заглянуть вовнутрь.
Сейчас это направление только начинает развиваться.
Решения, которые сегодня существуют на рынке, не готовы для использования в школе.
Они очень затратны и требуют много предварительной технической работы, а эффект, который они дают, не так силен, чтобы регулярно использовать VR в учебном процессе.
Можно обратиться к этой технологии раз или два – для вау-эффекта, но для полноценного внедрения технологии в программу пока нет ни технических решений, ни контента.
Большинство школ пока отстает от тенденций: у обычного учителя с высокой нагрузкой нет возможности постоянно проходить профессиональную переподготовку. Какие бы ни появлялись цифровые технологии и электронные учебники, у таких учителей в классе все равно стоят изданные 30 лет назад задачники, которые он раздает в начале урока и собирает в конце.
Тем временем, происходит много изменений, связанных с цифровой трансформацией образования. Такие изменения успешно сказываются на качестве обучения, его актуальности, и если школа стремится быть в лидерах, она не будет игнорировать требования времени.