Конфликты между родителями и учителями были всегда, но именно сегодня, в условиях «сетевого» общества, они стали более изощренными, длительными по времени и опасными из-за вовлеченности в них большого количества людей, включая детей. Ситуация тем печальней, если люди, замешанные в них, – личности известные, а школы – непростые.
Типичная история нашего времени. В подмосковный элитный городок приезжает на долгое поселение из Москвы пара с двумя детьми. Еще молодые, но уже добившиеся успеха в своей профессиональной деятельности люди, имеющие… свое собственное видение того, какой должна быть современная школа. Они устраивают детей в местную гимназию и активно включаются в учебный процесс дочери. И скоро обнаруживают, что выбранное учебное заведение далеко от того идеала, каким, по их представлению, оно должно быть. Другие бы родители развернулись и пошли искать счастья на стороне, но перед вами родители-борцы, которые не хотят «блага» для себя лично. И жизнь в школе перевернулась. Вскоре конфликты, самые разные – мнимые и реальные – не только провели границу между педагогами и «педагогами в душе», но и разделили само родительское сообщество на два лагеря. Кто-то вместе с «родителями-реформаторами» (их меньшинство) захотел перемен, кто-то остался на «консервативных» позициях. Конечно, местное начальство не было равнодушным и пошло даже на такой решительный шаг, как увольнение директора школы. Из коллектива один за другим ушли 15 преподавателей. Но пришедший на смену новый руководитель школы не смог удержать власть в своих руках. Междоусобная война продолжалась без малого два года. Отголоски ее заметны еще сегодня, потому что наличие соцсетей не позволяет конфликту утихнуть совсем. Нет-нет да и проскальзывает в соцсетях главных героев оскорбительное в адрес учителей. Поэтому, собственно, встает вопрос: а как разрешить подобный конфликт?
«Представляется, что в случае возникновения конфликтных ситуаций между учителями и родителями учеников, – говорит адвокат, партнер адвокатского бюро города Москвы «Аксилиум», кандидат юридических наук Александр Мартинкус, – прежде всего надо пытаться решить эту проблему путем разумных переговоров. В случае если они не дали положительного результата, нужно своевременно обращаться к помощи закона и прежде всего искать защиту своих прав и законных интересов в суде. Вынесенное судебное решение обязательно для выполнения всеми, кому оно адресовано, и будет обеспечиваться всей принудительной силой государства».
Описанная же выше ситуация не является уникальной, соглашается с нами Александр Мартинкус, в той или иной мере она происходит во многих школах нашей страны. Это связано со многими причинами, и прежде всего с недостаточным правовым регулированием взаимоотношений между школой (руководство и преподаватели), с одной стороны, и учениками и их родителями, с другой.
То, что со стороны родителей в ход идут самые изощренные, самые подчас «иезуитские» методы воздействия на учителей, – тоже сегодня происходит сплошь и рядом, говорит Александр Мартинкус. Современные технологии позволяют через публикации в социальных сетях опорочить доброе имя заслуженного и уважаемого педагога. Бездоказательные, а подчас и клеветнические публикации в социальных сетях способны быстро и навсегда уничтожить положительную репутацию учителя, которую он завоевывал долгие годы. Нередки случаи, когда учителя с большим стажем педагогической деятельности вынуждены были переходить в другие школы, пытаясь скрыться от подобных «настойчивых» родителей. К сожалению, руководство школ не всегда встает на защиту своих учителей. Стремясь не испортить отношений с родителями, директора школ фактически избегают прямого участия в возникающих конфликтах.
«Не так давно адвокаты адвокатского бюро города Москвы «Аксилиум» в суде одного из подмосковных городов подготовили и провели гражданский процесс по защите деловой репутации учителя с почти 30-летним стажем работы, – приводит пример Александр Мартинкус. – В ходе работы по гражданскому делу адвокатам пришлось столкнуться с ситуацией, когда в отношении заслуженного педагога со стороны родителей одной из учениц был использован весьма широкий арсенал средств давления и унижения. В ответ на четкую позицию педагога, который потребовал от родителей не вмешиваться в учебный процесс, родители нерадивой ученицы устроили педагогу настоящую травлю, целью которой было распространение заведомо лживых и порочащих данных об учителе, в том числе и в средствах массовой информации. Адвокаты потребовали в ходе судебного процесса, чтобы родители ученицы представили суду доказательства своих утверждений в отношении педагога, которые они распространяли как среди окружающих, так и в средствах массовой информации. Поскольку убедительных доказательств данных утверждений представлено не было, а представленные были успешно опровергнуты адвокатами, суд обязал ответчиков принести извинения учителю, опубликовать опровержение распространенных ложных сведений о нем, а также выплатить значительную сумму учителю как компенсацию морального вреда за распространение подобных порочащих его сведений».