Качество образования // Статья

Дополнительное образование как пространство для диалога


Дополнительное образование как пространство для диалога

25 апреля в Московском дворце пионеров состоялась III научно-практическая конференция, посвященная системе дополнительного образования. Название мероприятия – «Открываем детские вселенные, сокращаем разрыв поколений» – говорит о широте взгляда на эту проблему.

Речь шла не только и не столько о кружках и секциях, сколько о дополнительном образовании в контексте технологического прогресса, стремительно меняющего нашу жизнь, отношение к детству и не всегда позитивно влияющего на преемственность поколений.

Детство – самоценный период, благополучие ребенка важнее успеваемости

Научный руководитель Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова рассмотрела эту проблему в историческом аспекте. Если в период с 19001970 годы детство рассматривалось как подготовка к взрослой жизни, в психологии начали формироваться теории развития и возрастной дифференциации, то с ростом технического прогресса, а вместе с ним тенденции к снижению рождаемости, детство стало восприниматься как самоценный период развития человека. Началом этого нового этапа стал 1970 год. С тех пор постепенно центр внимания ученых и педагогов смещался к индивидуальному подходу в образовании и воспитании, менялась роль родителей– от пассивных потребителей образовательных продуктов к организаторам образовательного пространства для своих детей. На смену традиционной школе, где главным было достижение заранее заданных результатов, пришла вероятностная (поддерживающая) модель, реагирующая на запрос потребителя, стимулирующая мотивацию детей к обучению, предоставляющая спектр разнообразных возможностей для развития ребенка. Конечно, эта модель не стала повсеместной и не вытеснила традиционную,оставшуюся в большинстве массовых школ.

Однако новые подходы активно реализуются в практике многих школ, главная цель которых – благополучие ребенка, а не его успеваемость. И если говорить о развитии детей, то «первую скрипку» в этом процессе играет дополнительное образование. Часто город становится пространством развития ребенка, предоставляя семьям широкий выбор для достижения этой цели.

И в этой ситуации, как считает Катерина Поливанова, возникает новое неравенство, потому что часть семей не пользуется имеющимися возможностями, а это значит, что они обделяют своего ребёнка по сравнению с теми его сверстниками, родители которых активно пользуются ресурсами дополнительного образования, тем самым увеличивая их шансы на успешное будущее.

Но по сравнению с предыдущими периодами высок уровень родительского контроля над детьми, безопасности ребенка придается особое значение, уровень самостоятельности детей значительно снижается по сравнению с предыдущими поколениями подростков.

Почему растет тревожность, и как с ней справляться?

Управляющий директор Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Лариса Паутова рассказала о растущем уровне тревожности среди россиян за последние пять лет: началась эта тенденция с пандемии и карантина, затем продолжилась в связи с мобилизацией – в эти периоды уровень тревожности испытывали 70% населения, по данным ФОМ, а в настоящее время чуть более трети респондентов находятся в состоянии стресса, выгорания, апатии. По словам Ларисы Паутовой, подобное явление мы переживали только один раз в постсоветской истории, а именно в 1998 году, на который пришелся пик политической и экономической турбулентности.

Управляющий директор Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) Лариса Паутова

Как люди выходят из этой ситуации? По данным за 2024 год видно, что среди мужского населения растет регулярное употребление алкоголя; среди всех возрастных групп, и особенно это касается молодежи, увеличивается спрос на антидепрессанты; количество обращений к психологам и психотерапевтам бьет все рекорды; отмечается тенденция к компульсивному потреблению, когда люди покупают товары, которые им заведомо не нужны, то есть пытаются «вылечить» свои страхи и тревоги шоппингом.

Не обходят все эти явления и семьи с детьми, и детям передается тревожность их родителей, склонных к гиперответственности и избыточному контролю.

По мнению Ларисы Паутовой, основная проблема – это даже не скачки тревожности в обществе, а отсутствие системы поддержки семей с детьми, и в этом смысле сфере дополнительного образования принадлежит даже бОльшая роль, чем школе.

ИИ – помощник и союзник

Но проректор по повышению квалификации Университета правительства Москвы Сергей Жихарев убежден, что, какое бы количество спортивных и культурных объектов не строилось, сколько бы проектов в системе дополнительного образования не осуществлялось, если они не будут конкурировать с цифровой средой, то подростков и молодежь они не заинтересуют. По его словам, сегодня 72% представителей поколения Z активно используют искусственный интеллект, учителя и преподаватели отстают от них.

В то же время широкое распространение ИИ неизбежно и, по прогнозам некоторых экспертов, уже через два года появится суперискусственный интеллект, значительно превосходящий среднестатистического человека по уровню IQ. Это явление наблюдается уже сейчас, ИИ способен на многое, как полезное, так и опасное.

Если говорить о положительном влиянии ИИ на систему образования, то таких примеров, когда виртуальный разум становится помощником и союзником человека, уже много.

Хорошо известно, что ИИ берет на себя рутинные задачи: проверку домашних заданий, составление индивидуальных программ обучения, мониторинг успеваемости. Тем самым он освобождает преподавателям время для развития критического мышления, формирования ценностей, поддержки личности школьника или студента.

Постепенно растет роль ИИ-тьюторов, позволяющих адаптировать систему образования под запросы каждого ученика и обеспечивающих обратную связь в реальном времени за счет анализа цифровых данных об успеваемости, активности, интересах ребенка. Это позволяет быстро выявлять проблемы и решать их с помощью таких технологий, как snack-learning, составлять персональные рекомендации для обучения и профориентации подростка, переходить от управления процессом к управлению развитием.

Кроме того, ИИ выполняет гораздо более сложные задачи, делая образование глобальным: разрушает физические и экономические барьеры (можно учиться у преподавателей из разных стран мира на своем языке); дает возможность использовать лучшие образовательные ресурсы, накопленные в разных странах мира и создавать кросс-культурные группы с совместными проектами.

Меняется и роль преподавателя, который становится наставником своих учеников в проектной и исследовательской деятельности, помощником в работе с ИИ-ассистентом, формирует умение работать с ИИ как с инструментом.

Незаменимых у нас нет, или как избежать безработицы?

В то же время все чаще приходится слышать о страхах среди педагогов и других категорий специалистов по поводу возможных рисков лишиться работы, и эти страхи, по мнению Сергея Жихарева, вполне обоснованы.

Например, эксперты уже составили таблицы разных профессий, в той или иной степени подверженных угрозе лишиться работы при условии, если они не предпримут усилий по пересмотру и изменению своих нынешних функций и приобретению новых компетенций. Например, в зоне особого риска находятся коучи, менторы, наставники, если они не станут развивать свой эмоциональный интеллект и эмпатию – качества, которыми пока ИИ не обладает и не в состоянии конкурировать с человеком. Главный вывод заключается в том, что ИИ не отнимает у нас работу, он отнимает у нас иллюзию о том, что мы незаменимы.

А современных родителей все больше беспокоит погружение детей в виртуальные миры и разрушение эмоциональных связей между поколениями.

Проректор по повышению квалификации Университета правительства Москвы Сергей Жихарев
и
проректор МГППУ по научной деятельности Сергей Косарецкий

Новые тренды и старые добрые традиции

Но на этот счет есть оптимистичные прогнозы. По мнению проректора МГППУ по научной деятельности Сергея Косарецкого, дополнительное образование сегодня выступает в качестве пространства для диалога между представителями разных поколений. Как и в чем это проявляется?

Во-первых, как считает эксперт, развитие ребенка в системе дополнительного образования действительно во многом зависит от выбора родителей, а вариативность программ предоставляет для этого массу возможностей. По данным исследований НИУ ВШЭ, от 30 до 40% родителей выбирают для своего ребёнка те направления деятельности, которыми они сами увлекались в детстве: спорт, искусство, в меньшей степени техническое творчество, которое сегодня более активно меняется.

Другая часть родителей отдает предпочтение самым современным сферам – таким, как программирование, робототехника, веб-дизайн, курсы по освоению инструментов искусственного интеллекта.

И в том, и в другом случае, отмечает Сергей Косарецкий, есть ресурсы для диалога между «старшими» и «младшими», поскольку, делая этот выбор, родители начинают изучать рынок, размышлять о том, что нужно современному ребенку, интересуются его мнением.

Во-вторых, особенность дополнительного образования заключается в том, что педагог, работающий в этой сфере, не столько учитель, сколько наставник, а это особый формат общения. Он не только передает знания и формирует определенные навыки, но и передает свой жизненный и профессиональный опыт в этой области.

В-третьих, в системе дополнительного образования, в том числе в Москве, начинает набирать обороты очень мощный тренд, связанный с участием семьи в совместных занятиях с ребенком – будь то рисование, конструирование, футбольные матчи, гончарное дело и другие ремесла.

Еще одно относительно новое и не менее интересное начинание, связанное с демографическими изменениями и быстрой реакцией на него правительство Москвы – это программа «Активное долголетие» для людей предпенсионного и пенсионного возраста, включающая разнообразные занятия: от современных танцев и настольных игр до изучения иностранных языков и компьютерной грамотности.

И здесь уже сами дети могут выступать в роли преподавателей в тех областях, в которых они обладают хорошими навыками и которые ранее были недоступны старшему поколению.

Это подтверждает теорию американского антрополога Маргарет Мид о трех моделях образования: 1. дети учатся у взрослых; 2. дети и взрослые учатся у сверстников; 3. взрослые учатся у своих детей.

В этом смысле, как подчеркивает Сергей Косарецкий, образование можно сравнить с двуликим Янусом, поскольку, с одной стороны, оно решает задачи воспроизводства культуры, ценностей, исторической памяти, с другой стороны – осуществляет подготовку к будущему, тем самым обеспечивая стабильность и социальную общность на уровне отдельной территории и страны в целом.

Благодаря своей гибкости и вариативности дополнительное образование перестраивается быстрее, чем школа, сочетая в своей системе кружки по изучению геометрии Лобачевского или древнегреческого языка с курсами по робототехнике и программированию. Важно и то, и другое.

«Включаясь в содержание этих кружков и секций, изучая древнерусское искусство, традиционный танец или классический балет, мы через дополнительное образование реально включаемся в диалог культур, а детско-взрослая общность поддерживает этот диалог и формирует ту личность, которая сегодня нам всем нужна», – отметил в заключение Сергей Косарецкий.

Дискуссии продолжились в формате спикер-сессий, на которых обсудили вопросы проектирования дополнительного образования, детские интересы, ментальную устойчивость и другие важные аспекты.

Фотографии предоставлены пресс-службой Московского дворца пионеров


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube