Продолжаем публикации глав из новой книги Алексея Голубицкого «Живая школа: 30 принципов, подсмотренных в природе», в которой он рассказывает о том, как сделать школу не только успешной, но и счастливой.
В главе «Принцип Заката» было показано, как можно красиво попрощаться с сотрудником в конце его профессионального пути. Но далеко не всегда коллеги уходят на закате карьеры, часто это происходит на её пике. Как директору школы реагировать на неожиданное сообщение учителя о решении уволиться и перейти на другое место работы? Об этом читайте в новой главе.
Принцип Гнезда. Если сотрудник желает лететь, то не нужно подрезать ему крылья
В школе поселяются не только школьники и учителя. Однажды в кабинете услышал непривычный звук, какой-то писк прямо под окном кабинета. Погруженный в очередной отчет не обратил внимание на посторонние звуки. Дверь в кабинет решительно открылась! Две второклассницы-близняшки с милыми косичками, внешне похожие, но такие разные по интересам и темпераменту, озарили своим появлением рабочий полумрак кабинета.
– Там! Там! Такое! – выпалила одна из них
– Что и где случилось? – встревожился я
– У ласточек вылупились птенцы, прямо под Вашим окном, – радостно, но спокойно объяснила её сестра.
Вышел во двор и увидел, что ласточки над входом в цокольный этаж соорудили гнездо из веток и глины. Потом целый месяц наблюдали вместе с детьми за развитием событий, замечали, как появились розовые, почти голые птенцы, как они требовательно просили есть, широко раскрывали свои прожорливые клювы с желтой каймой, как постепенно пух заменялся на перья. Как утром увидел птенца на самом краю гнезда, он вырос, но не решался его покинуть. Оглянувшись в последний раз на то место, где он появился на свет, неловко, но решительно отправился в свой первый полет в большой мир. Гнездо опустело до следующей весны.
Летите, ласточки!
Затрону, наверное, одну из самых болезненных тем для любого руководителя, особенно актуальную перед новым учебным годом. Как директору школы реагировать на неожиданное сообщение сотрудника о решении уволиться и перейти на другое место работы? Одно дело, когда уходит тот, про кого можно сказать «как жаль, что наконец-то Вы ушли!», и совсем другое, когда покидает родное гнездо один из лидеров. Особенно трудно это принять, когда в лидера сотрудник превратился уже в твоей организации, при личном твоём участии, содействии других членов команды. Пришел мало кому известным в педагогическом сообществе и стал настоящим профи, узнаваемым в регионе или даже в стране. Вдвойне обидно, когда совместно выпито немало чашек кофе, когда участвовал в решении непростых личных или семейных ситуаций. Втройне обидно, когда ты не понимаешь, почему это произошло.
Это не потеря, это экспансия
Может наступить отчаяние, сомнение в своей профессиональной компетенции (что я как управленец делают не так?), накрыть управленческая ревность (ты променял нас на ЭТО?). Как говорил Карлсон Малышу: «Ну я же лучше собаки!». Испытываешь обиду за детей, котором нужно прийти и сказать, что теперь у них будет другой учитель. У меня тоже вызывают такие ситуации подобные чувства. Но только в первые мгновения. Потом я вспоминаю, зачем живу, и становится легче и проще. Наша школа является носителем определенных ценностей. Когда сотрудники разлетаются по разным школам и образовательным организациям, мы рассеиваем то, во что верим, создаём колонии, как когда-то наши предки осваивали Сибирь и Дальний Восток. Мы так захватываем образовательный мир. Это не потеря, это экспансия. Лично для меня важно, чтобы не только в нашей школе происходили положительные изменения, а постепенно изменялась вся система, все общество. Поэтому особенно радуюсь, когда бывшие сотрудники возглавляют школы и образовательные центры, региональные и всероссийские ассоциации, становятся лучшими учителями в новых коллективах, ректорами институтов развития образования, переходят преподавать в вуз, возглавляют органы управления образованием.
Чтобы птицы не улетали, им в зоопарке подрезают крылья. Так и в школе можно не показывать нигде сотрудника, сдерживать развитие, но я так не умею. Я не барин, а сотрудники не крепостные. Мы лишь временные попутчики. Люди встречаются и расстаются. Это жизнь...
Не сожалеть о том, что могло случиться в будущем, а радоваться тому, что уже получилось
Но, как я уже отмечал, красиво встречаться умеют многие, а важно ещё и достойно расставаться. У нас есть традиция: проработавших не один год работников, которые решили по разным причинам уйти, проводить аплодисментами, вспомнить всё хорошее, подарить цветы, наградить грамотой или премией. Важно не сожалеть о том, что могло случиться в будущем, а радоваться тому, что уже получилось, чего смогли достичь вместе. Это даже больше нужно тем, кто остается, потому что это показатель силы руководителя, сигнал безопасности: у нас много звезд, остаются те, кто ничем не уступает уходящим. Словом, лес – это не одно дерево. А нервная и агрессивная реакция на увольнение сотрудников по собственному желанию – хоть и естественная реакция на потерю, но косвенно показывающая его слабость.
Уверен, что выпорхнувшие птенцы построят свое красивое и счастливое гнездо.
Задача школы – не оставить всех птенцов в своих гнездах, а заселить своими идеями и ценностями всю систему образования. Летите, ласточки, из гнезда! Пусть у вас всё обязательно получится!
Мы ВСЕГДА рады вас видеть в нашей школе! Бывших учителей Школы будущего не бывает.
Иногда на выпускном вечере слышу: «Дети – как жаль, что вы уходите из школы». Я тоже очень привыкаю к людям, но результаты работы школы можно увидеть только годы спустя, поэтому все же во время выпускного больше испытываю чаще радостное предвкушение, чем грусть. Это ведь так любопытно, когда они возвращаются и рассказывают о своей жизни! Но об этом и о том, как я точно пойму, что пора уходить из школы, пойдет речь в следующей главе, где описывается Принцип лосося.