В природе есть такое явление – хоминг (от англ. home – дом), так называемая миграционная пунктуальность, способность животных после миграций возвращаться на свой участок обитания, к гнезду, норе, на нерестилище и т.п. А бывает ли хоминг в школе? Директор Школы будущего поселка Большое Исаково Калининградской области Алексей Голубицкий уверен, что это возможно. Но для того, чтобы ученики с радостью посещали школу, а выпускники хранили о ней добрую память и стремились встретиться со своими педагогами даже через много лет после окончания учебы, нужно создавать определенные условия. Какие именно – об этом он рассказывает в очередной главе своей книги.
Принцип Лосося. Образовательный хоминг, или зачем возвращаться в родное нерестилище
Место силы
Лосось скользил недалеко от поверхности, лучи полуденного солнца искорками вспыхивали на серебристой чешуе. Вдруг он почувствовал еле уловимый запах и решительно повернул к берегу. Усталость от длительного перехода, как плавником сняло. Впереди несколько порогов и водопадов, но это родные препятствия, от прилива энергии лосось высоко выпрыгнул из воды и, если бы не рыбья близорукость, мог бы увидеть приближающееся устье реки, где прошло его детство. Но зрение не всегда нужно, ведь самое важное в жизни можно почувствовать только сердцем.
– Некоторые лососевые рыбы, например, семга, почти всю жизнь, живут в океане. А потом возвращаются на нерест в реку, преодолевая огромные расстояния, – рассказывает учитель на уроке экологии. – На пути их поджидают опасности: водопады, мелководье, медведи и другие хищники, рыбаки. Но самое удивительное, что они стремятся попасть именно в ту реку, где когда-то давно вылупились из икринки.
– Как это возможно? – искренне удивился десятиклассник Влад. – Как лосось за сотни и тысячи километров через несколько лет после рождения способен найти именно свою реку из тысяч других? У них имеется своя система «Глонасс»?
– Да, и ученые до сих пор спорят об этом, – продолжил свой рассказ учитель, отвечая на вопрос старшеклассника. – Некоторые считают, что они ориентируются по солнцу, другие – по магнитному полю земли, у них есть свой внутренний компас. А в самой реке ищут место рождения уже по запаху. Некоторых лососей, выловленных на их нерестилищах, поливали водой, взятой на разных участках реки. Когда рецепторы лосося омывались водой из его родного притока, в мозге рыбы наблюдалась мощная электрическая активность, тогда как вода из чужих нерестилищ не вызывала никакой реакции. Можно сказать, что, почувствовав запах своей родины, лосось испытывает чувства похожие на наши: волнение, радость и становится более активным.
В природе есть такое явление – хоминг (от англ. home – дом), так называемая миграционная пунктуальность, способность животных после миграций возвращаться на свой участок обитания, к гнезду, норе, на нерестилище и т.п. А бывает ли хоминг в школе? Уверен, что да.
На день встречи выпускников приходят часто не только академически успешные бывшие ученики, но и те, кто неоднократно был у меня в кабинете по не очень хорошему поводу, кто учился с большим трудом, но побеждал на спортивных соревнованиях или в КВН.
Формируем образовательный хоминг
Какие условия, должны быть созданы в школе, чтобы выросшие «мальки», став взрослыми «лососями», захотели вернуться в родную реку? Прежде всего справедливость со стороны взрослых, доброта, ощущение развития и роста, первого большого успеха. Тогда школа будет подсознательно или осознанно восприниматься как место силы, пространство, где меня любили и уважали, где я развивался и рос. А ещё в школе должны быть яркие события, которые вызвали сильные эмоции и переживания. Традицией в нашей школе стало проведение «Кубка вызова». Идею, как часто это случается, мы подсмотрели в другом месте. В Лондоне уже более 300 лет проводятся соревнования между двумя старейшими университетами Оксфордом и Кембриджем. Соревнуются студенты на восьмиместных лодках. Победа является очень престижным событием в жизни студента и вуза в целом, говорят, что шансы попасть в Оксфорд или Кембридж резко повышаются, если ты умеешь хорошо грести. На нашей парусно-гребной базе мы проводим соревнования между учениками 10 и 11 классов. Спортивный азарт, солнце, озеро, ветер в волосах и парусах, страстное боление на берегу за свою команду. Школьники мокрые, в водорослях, но счастливые, что преодолели свои страхи перед водой, смогли помочь своей команде, переодевшись перекусывают на свежем воздухе арбузом или сосисками с костра. Именно такие моменты разбавляют школьную рутину и остаются в памяти навсегда, формируют желание вернуться и вспомнить.
Соревнования на парусно-гребной базе школы – лучшее лекарство от рутины
У каждой команды – свои болельщики
Зарядка детством
Хотел бы впервые поделиться очень личной, даже сокровенной историей. Когда мне трудно, начинаю в себе сомневаться, то я в выходной приезжаю к детскому садику и школе № 5 Калининграда, где я успел поучиться только в первом классе. Смотрю на фасад, старый забор, дорожки, выросшие деревья и начинаю вспоминать.
Руки покалывает иголочками, приходит легкое волнение, ощущения чего-то очень важного, из глубины подсознания выплывают неожиданные воспоминания. Как зимой прилип языком к железному забору после шутки одноклассника, как в первом классе вступил в Общество охраны природы и участвовал в субботнике, принеся из дома дорогой веник, за что попало от мамы.
Может, поэтому стал экологом и учителем географии, в студенческие годы президентом крупной общественной экологической организации, морским геологом в Институте Океанологии РАН. Как получал вырезанную из бумаги пятерку и вклеивал её в дневник, соревнуясь с одноклассницей Катей по количеству пятерок. С тез пор не боюсь соревнований, и мне комфортно занимать не всегда первое место. Как рос в переполненном классе, где было 42 ученика и семерку меня научила писать пришедшая проверять работу учителя завуч, так как учитель не успевала подойти к каждому на уроке. Как нравились занятия физкультурой и до сих пор с радостью играю в баскетбол при первой же возможности. И многое-многое другое. Как с лососем, у которого активность мозга резко усиливается, если поливать его водой из родного нерестилища, начинаю чувствовать подъем сил и энергию. Если мы честно посмотрим на себя, то почти все наши желания, устремления, вкусы и ценности, страхи и успехи – родом из детства, а сами детские воспоминания являются источником силы и энергии для взрослых свершений, если набраться мужества вернуться в своё детство. Не всегда мы, взрослые, осознаем хрупкость детства и свою большую ответственность за эти якоря и маячки, которые всю жизнь тянут вниз или вдохновляют на дальнейшее развитие. Воспоминания о себе, своих шалостях и успехах, слезах и радостях помогают легче понять и принять детей.
Когда я уйду из школы
В прошлый раз я обещал, что опишу чёткий критерий, по которому принимаю решение остаться ли работать директором и учителем в школе или поменять сферу деятельности. Выполняю обещанное.
Каждый раз наши выпускники, поступив в вуз, приходят после первой сессии и делятся своими новостями. Без специально организованного формата, просто приходят в школу, заглядывают к учителям, ностальгируют по школьным годам, обычно не проходят и мимо кабинета директора.
Как же это трогательного и интересно! С замиранием сердца жду, придут ли на этот раз или мы их так замучили, что они будут обходить школу стороной. Пока приходят. Это для меня первый, но не главный критерий.
А главный заключается в их реакции на изменения, которые они видят. Придя в школу, они с радостью рассказываю о своих первых шагах и успехах в вузе, делятся тем, что из школьного опыта им помогает. Из вежливости они спрашивают, а как у вас дела? Как говорила Фаина Раневская: «Только невежливый человек на вопрос «как дела», действительно начинает подробно рассказывать о том, как у него дела». И я, признаюсь, такой невежливый человек.Рассказываю подробно, что изменилось в содержании образования, какие мы придумали новые формы, показываю, что нового появилось в образовательной среде классов и коридоров, какие новые направления задумываем. И каждый год я слышу одну фразу, которую так боюсь не услышать: «Это нечестно! Почему, когда мы учились, у нас такого не было!».
Я буду работать до тех пор, пока выпускники завидуют нынешним школьникам. Значит, школа живет и развивается. Значит, есть смысл в моей работе и работе нашей команды. Значит, живу и работаю не зря!
На фото: выпускник 2017 года, Артём Гавриш,
один самых успешных учеников со своим школьным стендом.
После экскурсии по школе он повернулся к бывшему однокласснику
и с легкой грустью сказал: «Эх, почему мы родились так рано…»
Школьный хоминг красив во всех его проявлениях
Не бывает идеальной школы для усредненного ученика. Кому-то нужна маленькая и уютная, а другому – масштабная и амбициозная, кто-то ищет высокие академические результаты, а другим нужно разнообразие в системе дополнительного образования, одни ценят атмосферу принятия, а другим важен внешний успех. Поэтому иногда мы не совпадаем в отдельные моменты с некоторыми учениками, и они уходят в другую школу. И как же приятно видеть этих учеников, вернувшихся в нашу школу через несколько месяцев или даже лет. Поплавав в огромном и разнообразном образовательном океане, они вернулись туда, где ощущали себя комфортнее и увереннее и осознано вернулись продолжать обучения в место своей силы.
Каждый раз радуюсь, если, поискав лучшей жизни в других школах или даже сферах, возвращаются в родную гавань учителя. «Все-таки школа – это моё, не могу без общения с детьми и школьной атмосферы», – говорит педагог, который попробовал себя в бизнесе или поработал чиновником в управлении образованием. «Уйдя от вас, сменила две школы, но поняла, что могу развиваться именно здесь, а еще с коллегами общаться очень хочется. Много раз жалела, что ушла», – добавляет другой вернувшийся учитель.
Плывите, лососи, в школу! Родное нерестилище всегда ждёт вас!
Фотографии предоставлены автором статьи