Дети кричат, разбрасывают игрушки, не слушаются и даже пускают в ход кулаки. Обычно родители сталкиваются с этим впервые в 2–3 года. Налицо классический кризис 3 лет.
Первое, что важно знать: кризис 3 лет – это абсолютно нормальный этап развития ребенка. Дети начинают осознавать независимость и собственные желания. Они стремятся выразить индивидуальность и контролировать среду, в которой она находятся.
При этом дети ещё не обладают достаточной эмоциональной зрелостью и навыками регуляции поведения. И возникают конфликты с родителями. Вместо того, чтобы рассматривать это поведение как деструктивное, стоит принять его как часть нормального развития. Итак, что родителям важно знать о кризисе трехлеток?
– В чём трудность?
– Неожиданное и непредсказуемое поведение, непослушание и негативное отношение.
– В чём положительный эффект?
– Возникает стремление к достижению целей, развивается чувство собственного достоинства и гордости за достигнутые результаты, а также появляется желание быть самостоятельным.
– Какие причины?
– Дети испытывают потребность в психологическом отделении от родителей, стремятся быть независимыми и максимально самостоятельными. Они также нуждаются в самоутверждении.
– Какие рекомендации для родителей?
– Важно помнить, что ребёнок не намеренно проявляет непривычное поведение или не делает это, чтобы задеть вас. Он переживает изменения в отношениях с окружающими и с самим собой. В этом непростом времени родители должны помочь ребенку.
– Как помочь ребёнку?
– Универсальных решений не существует. Но нужно быть готовыми уступить в некоторых случаях, настаивать в других и отвлекать ребенка игрой в третьих. Например, если ребенок выбежал на дорогу, нет времени на разговоры. Но если он не хочет есть суп, можно идти на компромисс и предложить альтернативу.
10 советов для родителя трёхлетки:
- Запрещайте позицией заботы, а не угрозы
- Покажите ребенку, что вы любите его в любой ситуации
- Сохраняйте спокойствие, чтобы успокоить и ребенка
- Попробуйте использовать метод «наоборот» для преодоления непослушания
- Обеспечьте свободу действий ребенку в безопасной среде
- Предложите ребенку выбор, чтобы он почувствовал свою значимость
- Поощряйте и хвалите ребенка за его инициативы
- Используйте творческие методы, чтобы снять напряжение и успокоиться
- Дайте ребенку возможность проявить самостоятельность и веру в собственные силы
- Старайтесь согласовывать требования к ребенку внутри семьи, чтобы избежать путаницы.
Любовь Григорович,
декан психолого-педагогического факультета
Московского института психоанализа,
заведующий кафедрой психологии образования
Московского института психоанализа,
профессор, доктор психологических наук