Городское образование // Статья

Возможности образовательной урбанистики для педагогов, детей и родителей

Как использовать гуманитарный потенциал города.

Возможности образовательной урбанистики для педагогов, детей и родителей

Прогулки с детьми по городу с помощью образовательной урбанистики, когда вся городская среда – архитектура, парки, памятники, магазины, дворы – помогут развить у ребенка широкий кругозор и прокачать критическое мышление, считает ведущий научный сотрудник лаборатории социокультурных образовательных практик МГПУ Анастасия Россинская.

Задача педагога в рамках образовательной урбанистики – научить замечать, анализировать и использовать образовательный потенциал города. Это развивает наблюдательность, критическое мышление, коммуникацию, умение работать в команде и многие другие важные навыки XXI века.

Ребенок, например, учится сам формулировать образовательные задачи, исходя из городского контекста, а не просто выполнять задания взрослого.

Так он осознаёт себя активным субъектом, способным влиять на среду, считает эксперт из Московского городского педагогического университета.

Например, обсуждая городское граффити, можно затронуть темы уличного искусства, психологии восприятия изображений, дизайна городской среды. «Анализируя рекламные щиты, развиваем критическое мышление и медиаграмотность. Наблюдая за пешеходами на оживленной улице, учимся понимать невербальную коммуникацию. Практически любой объект или явление в городе может стать поводом для обучения», – считает Анастасия Россинская.

Главное при этом – выработать привычку интересоваться окружающим миром, развивать любознательность.

По словам Анастасии Россинской, важно «развитие наблюдательности и внимания к городской среде», ведь часто люди «бегут по улице, смотря в асфальт».

Детей необходимо учить смотреть по сторонам, замечать детали – фасады, мемориальные доски, мозаику на стенах домов, лица прохожих. Тогда прогулка по району становится увлекательным путешествием, полным открытий. И горожане сами начинают задаваться вопросами: почему здесь поставили этот памятник, что означает эта скульптура, какую историю рассказывает архитектура? Так непринужденно, в повседневной жизни осваиваются базовые знания об окружающем мире.

Еще один плюс образовательной урбанистики в том, что она позволяет выйти за рамки школьной программы, которая не всегда успевает охватить всё многообразие знаний о мире, особенно гуманитарных. Работа с городским пространством как раз способствует освоению и закреплению тех образовательных результатов, на которые в классе не хватает времени. А главное – всё это происходит в увлекательной, естественной для ребенка форме, без назиданий и насилия.

У образовательной урбанистики огромные потенциал для развития молодого поколения.

Город превращается в интерактивную обучающую среду, которая воспитывает любознательность, креативность, критическое мышление и множество других важнейших качеств. По мнению Анастасии Россинской, появление образовательной урбанистики стало логичным процессом развития урбанистики как науки о городе, которая зародилась в начале XX века и изначально развивалась в двух направлениях: городское планирование и городская антропология. Эти сферы периодически соприкасались с практикой образования. Параллельно стремительно развивалась педагогика, шел поиск новых подходов к обучению, соответствующих времени. Так произошла встреча и слияние урбанистики с образованием в единой концепции образовательной урбанистики.

Несколько советов от редакции «Вести образования» для учителей и родителей, которые хотят сделать прогулку по городу полезной и познавательной:
  1. Выберите интересный маршрут, который включает разнообразные городские объекты – парки, музеи, памятники, мосты и т.д. Продумайте логистику – удобные места для перекуса, туалеты, транспорт.
  2. Заранее определите несколько ключевых остановок, где можно провести мини-уроки или активности. Подготовьте для них содержательные вопросы и задания.
  3. Подготовьте задания, связанные с наблюдением за городом – подсчет машин определенного цвета, поиск заданных объектов, составление маршрута. Разнообразьте типы заданий.
  4. Используйте городскую среду для объяснения разных понятий - чет/нечет в номерах домов, направления на стороны света, виды транспорта. Свяжите с учебной программой.
  5. Предложите детям оценить удобство и безопасность городских объектов – переходов, остановок, детских площадок. Обсудите, как можно улучшить город.
  6. Поиграйте в разнообразные игры – кто больше найдет предметов заданного цвета, кто придумает необычное название для улицы. Используйте игры для развития внимания.
  7. Попросите детей сфотографировать понравившиеся места, предметы, здания. Пусть создадут небольшой фотоотчет.
  8. Воспользуйтесь аудиогидами или квестами по городу, если есть такая возможность. Заранее изучите маршрут и задания квеста.
  9. Обсудите с детьми историю интересных мест, расскажите легенды, связанные с городом. Подготовьте занимательные факты.
  10. В конце прогулки предложите детям нарисовать или рассказать о том, что им больше всего запомнилось. Устройте выставку рисунков.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал и читайте нас в соцсетях: Vk, Одноклассники, Яндекс.Дзен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube