Комфорт, безопасность и здоровье – показатели, определяющие психологическое благополучие человека. Об этом рассказали специалисты Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) Департамента образования и науки вместе с приглашенными экспертами на Московском урбанистическом форуме.
Психологическое благополучие в современном технологичном мире важно для каждого человека: только в гармонии с собой и окружающим миром можно достигнуть личных, образовательных или профессиональных результатов. Это касается как взрослых, так и детей – для гармоничного развития и обучения в школе у них должны быть соответствующие условия. Среди основных показателей психологического благополучия специалисты выделили комфорт, безопасность и здоровье.
«Важный момент в школе для ребенка – сопричастность. Ребенок не должен быть вне коллектива – для этого регулярно устраивают совместные проекты, мероприятия.
Ведь сколько мы знаем историй, когда даже взрослый человек, выходя на пенсию, оказывается “вычеркнут” из жизни общества. Другой важный момент – перестать делать акценты на баллах и показателях. Детям важно показывать, что мир безграничен, его возможностей хватит для всех», – отметил Витольд Ясвин, профессор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета, доктор психологических и педагогических наук.
В основе благополучия лежит психическое здоровье, уверен Лев Пережогин, доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии детей и подростков Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского. Оно складывается из нескольких компонентов, среди которых личные ощущения, способность оценивать себя, адаптация к окружающему миру и выработка собственных поведенческих реакций.
«Я считаю, что счастье, по большому счету, возможно тогда, когда мы развиваемся и довольно четко представляем промежуточные итоги своего развития. Не бывает конечной, итоговой цели. Счастье – это каждая ступенька, на которую мы шагнули. И шагнули удачно», – отметил Пережогин.
Специалисты порекомендовали родителям быть в близком эмоциональном контакте с ребенком. В таком случае о большинстве переживаний, трудностей школьник расскажет сам.
Можно спросить у ученика напрямую, все ли у него хорошо, есть ли какие-то вопросы или тревоги. А можно вести более непосредственные беседы – уточнять, что ему нравится и не нравится в школьной жизни. Если же конфликт в школе все-таки произошел, его можно урегулировать мирным, конструктивным путем. Для этого создаются школьные службы примирения. В них волонтерами могут быть как учителя, так и сами школьники, прошедшие специальное обучение. В службу примирения обращаются в случае возникновения буллинга, недопониманий с родителями и педагогами.
«Почти в каждой школе Москвы сегодня есть школьная служба примирения – это безопасное пространство для создания взаимопонимания между школьниками, родителями и учителями. Здесь каждый может высказать свое видение конфликта и быть услышанным. Ключевой момент – сотрудничество, когда каждая сторона вносит свой вклад и чувствует свою ответственность», – рассказал Антон Коновалов, руководитель Городской службы примирения ГППЦ.
Узнать больше о работе городской службы примирения, а также записаться на бесплатную психологическую консультацию можно на сайте ГППЦ или по телефону +7 (495) 730-21-93.
Московский урбанистический форум проходит до 10 сентября. Гостиный Двор на шесть недель превратился в интерактивное мультимедийное пространство с экспозицией, посвященной развитию здравоохранения, образования, социальной защиты и других отраслей социальной сферы. Здесь проходят лекции ведущих врачей, писателей и популяризаторов науки о самореализации и здоровье, а известные артисты проводят бесплатные концерты. Подробнее ознакомиться с программой Московского урбанистического форума, а также с экспозициями выставочного пространства можно на официальном сайте мероприятия.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».