Экономика // Статья

Когда и зачем нужно рассказывать детям о налогах

О трансформации отношения к налогам рассказывает Иулиания Гребенькова, руководитель проекта по налоговой культуре и грамотности при группе, курируемой членом Общественного совета ФНС России.

Когда и зачем нужно рассказывать детям о налогах
Иллюстрация: lifehacker.ru

Почему важно говорить о налогах с детьми

Не углубляясь в психологию, скажем, что во взрослом возрасте люди часто реализуют те установки, которые узнали еще в детстве. Важно, чтобы дети выросли с мыслью о том, что права и обязанности по отношению к государству – не нечто противоречащее друг другу, а единое целое.

У нас есть обязанность платить налоги. Она обеспечивает нам право бесплатно пройти медосмотр, поступить на бюджетное отделение в вуз, получить пособие при рождении ребенка, претендовать на субсидию или грант на развитие бизнеса.

На уплаченные гражданами налоги строятся новые детские площадки, появляются благоустроенные парки, содержатся спортивные школы и школы искусств. Осознание этого и есть основа налоговой культуры, которую нужно закладывать еще в школе. Это и позволяет говорить о смене культурной парадигмы в рамках целого поколения.

Уроки налоговой культуры «юНГа»

В этом году в трех регионах России – в Псковской области, Перми и Республике Коми – был запущен проект «юНГа» по инициативе ФНС России. Он направлен на формирование сознательного отношения к налогам у школьников.

Сотрудники ФНС России проводили в школах для учеников 5–6-х классов уроки налоговой культуры, объясняя детям, на что государство тратит налоговые поступления, откуда берутся деньги на комфортную среду, социальные пособия и развитие науки.

Суть проекта заключается в стремлении донести до каждого школьника страны основы налоговой культуры и грамоты. Конечно, после апробации мы хотели получить обратную связь, поэтому провели опрос среди учеников и преподавателей. Результаты опроса в Пскове, где было проведено 615 уроков в 141 школе, показали, что дети оценивают уроки «юНГа» в 4,9 баллов из 5. В Перми и Коми также были получены высокие оценки – 4,36 и 4,64 балла соответственно. Можно уверенно сказать, что апробация удалась. В следующем учебном году мы планируем распространить уроки «юНГа» на 13 регионов страны.

От налоговой культуры к налоговой грамотности

Налоговая культура важна для любого возраста (в дальнейшем мы планируем выходить на младшую школу), но по мере взросления для детей становится актуальным вопрос и налоговой грамотности. За последние годы старшеклассники все чаще стремятся найти первую работу на лето и оформить самозанятость, поэтому сталкиваются с налогами уже не опосредованно, а напрямую.

Хотелось бы, чтобы их взаимодействие с налоговой системой стало таким же привычным делом, как оформление банковской карты или же оплата за проезд.

С такой целью появился еще один проект – «Основы налоговой грамотности» для 10–11-х классов. Это годичный курс, который предлагается вводить в качестве электива или в дополнение к урокам обществознания, преимущественно в классах с экономическим и предпринимательским уклоном. Он уже прошел апробацию в губернаторском лицее Ульяновска, СУНЦ НГУ в Новосибирске и президентском лицее «Сириус» в Сочи.

Что мы предлагаем детям вместо сухой теории

Специально для проекта был разработан свой учебник с цифровым приложением. Над его созданием трудился авторский коллектив под руководством Вадима Засько, доктора экономических наук, профессора, декана факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при правительстве РФ.

Этот учебник в корне отличается от обычных школьных пособий. Упор делается на практико-ориентированный подход и подачу материала в привычной для подростков форме.

Все теоретические выкладки подкрепляются видеолекциями, которые можно посмотреть, отсканировав QR-код. Есть также QR-коды, которые ведут на цифровые сервисы ФНС, а именно в специально созданный учебный кабинет налогоплательщика и YouTube-канал «Основы налоговой грамотности».

Учебник дополняет цифровое приложение – сайт ongbook.ru, где представлен теоретический материал курса, который разбит на модули и видеоуроки. В таком формате школьники намного легче усваивают информацию. Для проверки знаний есть входное и итоговое тестирование.

Сайт ongbook.ru полезен как для самих учащихся, так и для преподавателей, которые будут читать курс «Основы налоговой грамотности». В частности, для учителей к каждой видеолекции есть методичка – подробный конспект урока, где указаны все организационные моменты, вплоть до того когда нужно остановить видео для опроса. Таким образом, к занятиям легко готовиться даже учителям, не имеющим должной теоретической подготовки именно в сфере налогообложения. В планах развития проекта в новом учебном году также есть запуск отдельного онлайн-курса по использованию учебника для учителей школ и профсеминар для учителей на базе образовательного центра «Сириус».

Отдельно выделить стоит чит-карты и другие раздаточные материалы, которые учителя могут распечатывать для всего класса. Они прилагаются к каждой теме и представляют собой краткое изложение основных моментов – своего рода опорные пункты. Чит-карты хорошо структурируют материал и подсвечивают главное. В результате информацию легко запомнить. Думаю, это отличная альтернатива традиционной зубрежке.

Как семья влияет на налоговую культуру

Не преуменьшая влияние школы, заметим, что семья влияет на ребенка все же намного больше. Мы очень надеемся, что родители поддержат наше начинание и помогут привить основы налоговой культуры детям. Это несложно: достаточно просто рассказывать детям, откуда берутся общественные блага, как финансируются социальные проекты и так далее. Им будет полезно узнать о своих социальных правах и о том, что родители тратят деньги на поддержание этих прав. Понимая, что деньги не возникают из ниоткуда, дети станут серьезнее относиться и к семейному бюджету. Вырастить поколение людей, которые знают свои права и обязанности, видят свой вклад в происходящее вокруг – наша общая задача.

Да, она нелегкая, и на нее понадобится время. Думаю, чтобы увидеть сдвиги в культурной парадигме, нужно пройти хотя бы один цикл непрерывного развития налоговой культуры. Если брать школьников, то это все 11 лет школьного образования. Но первые результаты можно «снять» и намного раньше – например, на выходе из начальной или средней школы. Как знать, возможно, уже это поколение детей сможет показать и нам, взрослым, хороший пример гражданской сознательности.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube