Выбор профессии и самоопределение – сложный, но интересный этап в жизни каждого подростка. В столице профориентации школьников уделяется самое пристальное внимание.
18 июня, перед самым стартом приемной кампании, на территории Московского дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара прошел масштабный профориентационный фестиваль «Про профессии и про возможности» для старшеклассников, представивший широкий спектр востребованных специальностей, которым обучают в колледжах.
«В этом году мы увеличили контрольные цифры приема в колледжи под ключевые городские отрасли на 20 процентов. Это значит, что еще больше молодых людей смогут получить востребованные в экономике столицы профессии по практико-ориентированным программам, разработанным под запросы работодателей», – рассказала Ирина Швец, заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы.
На фестивале в неформальной обстановке школьники пообщались с преподавателями и студентами колледжей, приняли участие в практических мастер-классах, попробовали себя в работе на современном оборудовании, прошли профориентационные тесты и узнали все подробности о поступлении в колледж. Желающие зарегистрировались на дни открытых дверей в зоне приемной кампании.
Гостям фестиваля на входе раздавали специальные бейджи с местами для наклеек: те, кто прошел несколько мастер-классов, получали полезные призы от организаторов праздника. Представители колледжей подготовили более 200 мастер-классов по самым разным профессиям и специальностям. Например, Политехнический колледж № 8 имени И.Ф. Павлова познакомил старшеклассников с работой мехатронной станции, которая в автоматическом режиме собирает двигатели и клапаны для промышленности. На площадке Колледжа московского транспорта посетители с помощью VR-технологий попробовали себя в роли монтера пути и машиниста. На показательных выступлениях в Техническом пожарно-спасательном колледже имени Героя России В.М. Максимчука гостям показали, как действовать на водоемах при спасении утопающего.
От реальной сборки до виртуальных программ
Московский технологический колледж подготовил мастер-классы, участники которых отвечали на вопросы, связанные с ремонтом и обслуживанием автомобиля, а победителям, набравшим необходимое количество баллов, предоставлялась возможность изготовить на лазерном станке сувенир.
Посетителям предлагались и более серьезные испытания – например, собрать и разобрать коробку автомобиля, попробовать свои силы на тренажере автомобильной техники или с помощью виртуальных программ получить представление о ремонте и обслуживании машин.
«У нас в колледже реализуется много специальностей – от ремонта и обслуживания автомобилей, холодильной техники, компьютеров до операционной деятельности в логистике, а в этом году мы открыли подготовку по новой профессии – “Мастер производственного обучения”, – рассказал Иван Степанов, директор Московского технологического колледжа. – Так что жители нашего города могут выбрать специальность на любой вкус, а чтобы обучение было более интересным и познавательным, в нашем колледже есть кружки по разным профилям подготовки. И в этом году мы очень большой упор делаем на специальности, связанные с технологией машиностроения. В период обучения ребята получают возможность обучиться сразу по нескольким направлениям. Выпускники колледжа могут идти работать как на предприятия, так и остаться в родном колледже в качестве мастера производственного обучения».
По словам Ивана Степанова, главная задача презентации колледжа на фестивале – показать ребятам новейшее оборудование и специалистов, которые на нем работают, для того чтобы они поняли: сегодняшний московский колледж – это очень современная и крутая образовательная организация».
У ребят есть возможность поступить на бюджетные места на разные специальности. Удобно и территориальное расположение колледжа: учебные корпуса есть как на юге, так и на северо-западе столицы.
От нейропилотирования до проверки финансовой грамотности
Московские колледжи стремятся открывать новые специальности по запросам работодателей. Как рассказала директор Московского колледжа бизнес-технологий Лариса Аверьянова, это учебное заведение готовит специалистов не только по сетевому и системному администрированию, информационным системам и программированию, но с недавних пор и по эксплуатации беспилотных авиационных систем. Участники фестиваля могли посетить мастер-классы этого колледжа, на которых были представлены тренажеры-симуляторы, позволяющие попрактиковаться в этой сфере, а также попробовать свои силы в нейропилотировании – управлении роботом с помощью силы мысли. Кроме того, желающие могли принять участие в квизе по финансовой грамотности, проверив свой IQ в этой области, оценив свои навыки в области предпринимательства и экономики.
Занятия мастер-классов Финансового колледжа № 35 вели преподаватели этого учебного заведения – все они имеют опыт работы в банках, бухгалтерии, других отраслях экономической сферы.
«Наша задача сегодня – представить все специальности и дать возможность школьнику определиться, что ему ближе, – рассказала директор колледжа Елена Иванова. – Если это банковское дело, то здесь надо однозначно уметь работать с людьми и продавать банковские продукты. Сегодня акцент на этом делают наши партнёры-работодатели. Если это сотрудник, который хочет работать с финансовыми документами, то это аналитика, информационные системы или бухгалтерский учёт. Но наши мастер-классы ещё нацелены на формирование предпринимательского мышления: как презентовать свою бизнес-идею или бизнес-проект. Потому что может так случиться, что твоё хобби когда-то в будущем станет твоей профессией, ты можешь оказаться индивидуальным предпринимателем или самозанятым, поэтому азы финансовой грамотности нужны любому профессионалу независимо от сферы деятельности».
Волонтеры делятся опытом
Финансовый квиз для гостей фестиваля проводили волонтеры – студенты колледжа.
Дмитрий – один из таких волонтеров, он учится на 2-м курсе Финансового колледжа № 35. Профессию ему помогли выбрать родители – его отец предприниматель. Он видит преимущество колледжа в том, что выпускникам колледж помогает с трудоустройством и в течение трех лет сопровождает их карьерное развитие. Сам он планирует после окончания колледжа продолжить образование в нефтегазовой сфере. Школьникам, желающим связать свою жизнь с финансовой сферой, Дмитрий советует как следует изучать обществознание, потому что в программе этого курса есть разделы про экономику и право.
Ринат – студент 2-го курса Колледжа автоматизации и информационных технологий № 20 – тоже работал волонтером. Он учится по специальности «Радиоаппаратостроение» и хорошо разбирается в микросхемах. Свои знания Ринат старался передать посетителям мастер-класса, а студенты других отделений колледжа учили школьников собирать и программировать роботов, а также управлять беспилотным летательным аппаратом на компьютерном симуляторе.
Вкусно, красиво, комфортно
В центре внимания участников фестиваля оказались и колледжи, которые готовят специалистов для индустрии красоты, легкой промышленности, общепита, туризма, рекламы – всех тех отраслей, которые делают нашу жизнь комфортнее и красивее и дарят массу положительных эмоций. Посетители праздника имели возможность не только поучаствовать в мастер-классах по карвингу (изготовлению декоративных букетов из овощей и фруктов), изделий из сахарной мастики, канапе из ягод, сервировке стола, но и поработать моделями у парикмахеров и визажистов.
Преподаватель Колледжа сферы услуг № 10 Анна Каткова убеждена, что сфера услуг всегда будет очень востребована, в том числе парикмахерское дело и эстетическая косметология, потому что современной женщине важно хорошо выглядеть. По ее словам, желающих получить такую специальность всегда много, конкуренция на рынке этих услуг высокая, но настоящие мастера всегда найдут работу.
Юлия Кочеткова – преподаватель моделирования одежды в Технологическом колледже № 34. На своем мастер-классе она демонстрировала процесс макетирования юбки на манекене. Рядом в беседке студенты-волонтеры проводили занятия по изготовлению бумажных коллажей. Эти навыки пригодятся будущим графическим дизайнерам, несмотря на то что это компьютерная специальность.
Как рассказала преподаватель колледжа Яна Анфилофьева, эта специальность широко применяется в самых разных сферах – от логотипов, рекламных буклетов, сувенирной продукции до конструирования сайтов и приложений. Студенты колледжа начинают работать уже в период обучения, выполняя заказы различных компаний, и принимают активное участие в конкурсах по своему направлению.
Присмотреться к колледжам и сделать свой выбор
На фестиваль пришло много школьников – кто-то самостоятельно, кто-то в сопровождении родителей. Среди гостей праздника можно было встретить не только учащихся основной школы и выпускников 9-х классов, но и старшеклассников, которые, отучившись в 10-м классе, решили присмотреться к колледжам. Один из них – Михаил – признался, что у него разносторонние интересы, поэтому его привлекает много специальностей, связанных и с творчеством, и с математикой, и с естественно-научными дисциплинами. Поэтому он изучил стенды разных колледжей и набрал много буклетов с описанием их программ обучения.
Полина окончила 7-й класс и пришла на фестиваль с мамой. В своих предпочтениях она тоже пока не определилась: ей нравится биология, но мама мечтает сориентировать ее на профессию в области IT. Может, им удастся найти компромисс в какой-то смежной специальности?
Родители однозначно говорят о том, что такие мероприятия как фестиваль профессий очень полезны и нужны, потому что способствуют осознанному выбору. Также многие видят будущее своих детей в среднем профессиональном образовании, считая, что оно оперативно откликается на запросы рынка труда и позволяет раньше начать профессиональную карьеру. Это мнение подтверждают специалисты.
Колледжи потеснили вузы?
«Главное преимущество колледжей – их практико-ориентированность и быстрый выход на рынок труда, – говорит заместитель директора Московского технологического колледжа Ирина Мурзова. – Наш колледж сотрудничает с рядом предприятий, и уже во время практики работодатели присматриваются к ребятам и со многими заключают договора с последующим трудоустройством. В день вручения дипломов для выпускников устраивается ярмарка вакансий, на которую приглашаются предприятия-партнеры, и это еще одна дополнительная возможность трудоустройства для ребят».
По словам Ирины Мурзовой, благодаря профориентационной работе, которая проводится в рамках проектов «Субботы московского школьника» и «Профессиональная среда», в колледж поступают подростки, сделавшие осознанный выбор в пользу конкретной профессии.
«На сайте “Субботы московского школьника” мы анонсируем программу своих мастер-классов с краткой аннотацией, и ребята регистрируются на эти мероприятия, ни одно из которых не остается невостребованным. Записавшись на один мастер-класс, они переходят плавно в другой, потому что это ярко и интересно, можно всё потрогать руками, и это большой плюс», – рассказала Ирина Мурзова.
Как отметил ректор Тамбовского государственного технического университета Михаил Краснянский, «в последние три-четыре года мы наблюдаем очень серьёзное не только количественное, но и качественное увеличение детей, которые поступают после 9-го класса в наш университетский колледж».
Он подчеркнул, что такая ситуация характерна и для других вузов, имеющих в своей системе СПО. Туда поступают ребята с высоким средним баллом аттестата – от 4,8 до 5, то есть лучшие ученики, способные успешно сдать ЕГЭ, но предпочитающие поступить в колледж после 9-го класса.
По этой причине в некоторых регионах даже возникает проблема набора детей в старшие классы.
Фотографии предоставлены Департаментом образования и науки г. Москвы