Качество образования // Тема дня

Спрос на высшее образование достиг потолка, а колледжи перетягивают лучших учеников


Спрос на высшее образование достиг потолка, а колледжи перетягивают лучших учеников
Иллюстрация: davemiddletons.blogspot.com

Отражают ли усредненные цифры статистики реальное положение дел в сфере спроса на высшее образование? Какие направления подготовки выбирают абитуриенты, и согласуется ли этот выбор с основными векторами госполитики в сфере высшего образования? На эти и другие вопросы искали ответы участники очередного открытого семинара, состоявшегося на днях в Институте образования НИУ ВШЭ.

С основным докладом выступил директор Центра финансово-экономических решений в образовании Института образования НИУ ВШЭ Кирилл Зиньковский. В своем выступлении он опирался на данные «Мониторинга качества приема в вузы» НИУ ВШЭ по численности принятых на 1-й курс бакалавриата и специалитета студентов в 2018–2022 годах. При этом учитывались две «валюты»: средняя стоимость обучения на платных отделениях и средний балл ЕГЭ в расчете на один экзамен. География исследования охватывала все регионы с особым акцентом на Москву и Санкт-Петербург как главные студенческие столицы.

Ставка на регионы и технические специальности

Государственная политика в сфере высшего образования в последние годы была направлена на решение трех основных задач. Во-первых, планомерно увеличивался бюджетный набор во избежание ухудшения социально-экономического положения семей, обострившегося в период пандемии. Во-вторых, усиливалась поддержка региональных вузов с целью снижения оттока абитуриентов в столичные университеты. В-третьих, приоритет в распределении контрольных цифр приема отдавался техническим направлениям подготовки и ИТ для интенсификации технологического развития страны.

Так, в 2022/23 учебном году Минобрнауки выделило университетам порядка 588 тысяч бюджетных мест, причем более 73% из них было направлено в регионы.

В топ приоритетных вошли инженерные, технические специальности и информационные технологии, на которые было выделено более 251 тысячи мест, на педагогическое направление распределено более 75 тысяч мест, на медицинское – более 53 тысяч.

На фоне расширения бюджетного приема росла доля студентов, зачисленных на первый курс с баллами ЕГЭ 80+: за 2015–2021 годы средний балл поступающих в вузы вырос на 4,2 балла по бюджетному приему и на 5,1 балла по платному. Но 2021 год стал переломным: остановилась тенденция постоянного роста качества приема. Бюджетный прием в региональных вузах и из-за этого в целом по России впервые показал небольшое снижение качества: на 0,6 балла по регионам и на 0,5 балла по стране.

Некоторые региональные вузы были вынуждены объявить дополнительный набор абитуриентов на инженерные и технические направления ввиду большого количества незаполненных бюджетных мест. Проходной балл на эти специальности упал даже у ведущих вузов: МГУ, НИУ ВШЭ, МВТУ им. Баумана, ИТМО и других. Исключение составили IT, менеджмент, реклама, право, другие социально-экономические специальности, на которые сохранились традиционно высокие конкурсы и соответственно приходили абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ.

За что готовы платить родители?

Одновременно вырос спрос на платное образование по самым популярным направлениям: родители были готовы платить деньги за обучение своих детей в престижных столичных вузах, несмотря на то что у них была возможность поступить на бюджет в региональные вузы с теми же баллами.

Кирилл Зиньковский объясняет это желанием некоторых абитуриентов учиться в среде мотивированных и хорошо успевающих сверстников. В итоге плата за обучение в региональных вузах в период с 2020 по 2022 годы практически не менялась, сохраняясь на уровне 132134 тысяч рублей в год, в то время как в Санкт-Петербурге она возросла с 215 до 234 тысяч рублей, а в Москве – с 259 до 300 тысяч рублей.

Таким образом, Москва и Санкт-Петербург продолжают оставаться центрами притяжения молодежи из регионов, перетягивая на себя значительную часть самых успешных абитуриентов: сюда поступают более 70% абитуриентов страны с 80 баллами ЕГЭ и выше (и менее 15% абитуриентов со средним баллом ЕГЭ ниже 65).

И все-таки меры госполитики дали свои результаты: в последние годы качество приема в региональных вузах начало постепенно улучшаться.

Выросло число 80-балльников по математическим/ИТ-специальностям, социально-экономическим и гуманитарным направлениям. Однако по техническим направлениям региональные вузы ухудшили свое

положение по сравнению с вузами двух столиц, потому что динамика реального спроса молодежи не совпадает с задачами государства. Количество бюджетных мест на приоритетные для страны инженерные специальности превышает число желающих их освоить, а перераспределение контрольных цифр приема в пользу «физиков» увеличивает приток «лириков» в платное образование. И если снижение спроса на технические специальности не повлияло на качество абитуриентов в столичных вузах, то в региональных вузах на фоне роста бюджетного приема оно значительно проигрывало за счет поступления абитуриентов с более низкими баллами ЕГЭ.

Педвузы: негативный отбор сохраняется

Похожая ситуация складывалась в сфере приема на педагогические специальности, которые также вошли в топ государственных приоритетов и, в отличие от инженерных, привлекали самих абитуриентов. По словам Кирилла Зиньковского, «педагогика, ИТ, социально-экономические специальности – три универсальных драйвера роста приема для всех региональных университетов». Правда, будущие педагоги, как и будущие инженеры, поступают в вузы далеко не с самыми высокими баллами ЕГЭ.

Вот как это объясняет заслуженный профессор НИУ ВШЭ Ирина Абанкина: «Мы видим, что качество приёма в педвузы не растёт, и повышение среднего балла абитуриентов в московских вузах этого профиля – скорее, свидетельство принадлежности к столице, а вовсе не к педагогическим специальностям, хотя они остаются абсолютно массовыми в регионах. И в этом смысле мы не можем не только говорить о преодолении дефицита учительских кадров в наших школах, но и о качестве тех абитуриентов, которые приходят и заканчивают это направление. Поэтому тренд на негативный отбор педагогов, к сожалению, сохраняется».

Наталия Молоткова, первый проректор Тамбовского государственного технического университета, обратила внимание участников семинара на тесную взаимосвязь нехватки педагогических кадров с недостаточным числом желающих поступать на инженерные специальности. По ее словам, наибольший дефицит учителей отмечается по таким дисциплинам, как физика, математика, химия, как следствие – неготовность школы обеспечить то растущее количество бюджетных мест по техническим направлениям подготовки, которые всегда связаны именно с этим набором ЕГЭ на входе.

Поскольку абитуриентам предоставлено право выбирать ЕГЭ с лучшим результатом из нескольких вариантов дисциплин, то возникают порой парадоксальные ситуации, когда вместо физики или химии поступающим на технические направления подготовки разрешается предъявить результаты по иностранному языку или ещё по какому-то непрофильному предмету. О каком качестве подготовки инженеров тут можно говорить?

Выбор в пользу колледжа

О конкуренции колледжей и вузов сегодня не говорит только ленивый. Как выяснилось в ходе дискуссии, среднее профессиональное образование перетягивает в свою сферу значительную часть талантливых и перспективных ребят. И это тоже одна из причин незакрытых бюджетных мест по инженерным специальностям в вузах.

Как считает Ирина Абанкина, сегодня нарастает тенденция отказа от высшего образования в пользу СПО.

«Если семьи не в состоянии платить за качественное образование в престижном вузе, они будут выбирать в том числе платное среднее профессиональное или просто среднее профессиональное образование, но не высшее образование низкого качества, – отметила она в своем выступлении. – В то же время мы видим, как не закрываются даже бюджетные места в регионах по тем направлениям, в которых требуются серьёзные усилия и хорошая подготовка, чтобы освоить программу высшего образования».

Для выпускников СПО существует два трека – либо выходить на рынок труда, либо продолжить обучение в вузе. Первых – подавляющее большинство, вторых – значительно меньше. По оценкам НИУ ВШЭ – 16%, по данным РАНХиГС – не более 12%. И на эту относительно немногочисленную когорту возлагаются особые надежды.

Как отметил ректор Тамбовского государственного технического университета Михаил Краснянский, «в последние 34 года мы наблюдаем очень серьёзное не только количественное, но и качественное увеличение детей, которые поступают после 9-го класса в наш университетский колледж».

Он подчеркнул, что такая ситуация характерна и для других вузов, имеющих в своей системе СПО. Туда поступают ребята с высоким средним баллом аттестата – от 4,8 до 5, то есть лучшие ученики, способные успешно сдать ЕГЭ, но предпочитающие поступить в колледж после 9-го класса.

«Практически все студенты, которые поступают в колледжи при вузах, так или иначе сориентированы на получение высшего образования в отличие, например, от поступающих в региональные колледжи. Вопрос, на какое образование они сориентированы – на очное или очно-заочное, или заочное с возможностью сочетать обучение с работой. Здесь по-разному все складывается, и ситуация тоже меняется», – констатировал Михаил Краснянский.

«Действительно, тот отток умненьких детей, которые способны на сдачу ЕГЭ на высокие баллы, у нас, например, в регионе прослеживается в очень солидных цифрах, – подтвердила Наталия Молоткова. – И я знаю, что такая же картина и по близлежащим регионам складывается, когда две трети ребят не идут в 10–11-й класс. В прошлом году это стало даже проблемой средних школ – сложность набора в старшие классы. Этот переход через колледж в высшее образование уже рассматривается как устоявшаяся тенденция, особенно в регионах, и от нее тоже зависит спрос на образовательные программы высшего образования».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube