11 апреля Государственная дума во втором и третьем чтениях приняла закон, который вносит изменения в ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе». 12 апреля он был одобрен Советом Федерации. Изменения предполагают цифровизацию системы воинского учета: вводится новый способ рассылки повесток – заказным письмом или через портал «Госуслуги». Для уклонистов предусмотрены серьезные ограничительные меры. В числе принятых поправок – разрешение поступать на военную службу по контракту сразу по достижении 18-летнего возраста. Ранее, прежде чем идти на контракт, срочнику надо было минимум три месяца прослужить по призыву либо отучиться в техникуме и вузе. Глава думского комитета по обороне Андрей Картаполов предлагал разрешить выпускникам школ служить по контракту в армии еще в июне 2022 года. Тогда против поправки выступила глава комитета нижней палаты по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина. «Дети со школьной скамьи, которые захотят по контракту заработать деньги сегодня, окажутся просто незащищенными», – говорила она. 28 июня того же года Картаполов обещал, что законопроект не будет рассматриваться «в ближайшее время». Однако не прошло и года, как сомнительная идея получила свое законодательное воплощение. Мы попросили прокомментировать это нововведение первого зампреда думского комитета по высшему образованию и науке Олега Смолина.
– На мой взгляд, закон о цифровизации призыва был принят в недопустимой спешке. Мы понимаем прекрасно, что создание электронной базы для призыва – это необходимость. Жаль, что военкоматы не сделали это вовремя.
Но закон в Государственной думе принимался следующим образом. В первом чтении он не имел никакого отношения к цифровым базам призыва. Из третьего чтения его вернули во второе. И тогда появился совершенно новый текст на несколько десятков страниц, который был распространён в Государственной думе за несколько десятков минут до начала обсуждения. Ни один юрист, даже квалифицированный, не мог проанализировать содержание законопроекта. Поэтому депутаты Государственной думы, кроме членов Комитета по обороне, закона точно прочитать не могли. Думаю, что и многие депутаты Комитета по обороне его тоже не читали, доверяя тому, что было сказано.
Что касается заключения контракта с 18 лет. Мы понимаем, что военное время – время особое. И во время Великой Отечественной войны парней призывали с 18 лет. Но всё-таки, как правило, в 18 лет на фронт не отправляли. Например, мой отец был призван в 18 лет, но сначала направлен на обучение, и только через полгода попал на фронт уже пулемётчиком.
Надо иметь в виду, что современные дети формируются как граждане и взрослые люди заметно позже, чем ребята 1940-х и даже чем наше поколение 1970-х годов. Формально закон не требует, чтобы с 18 лет участвовали в боевых действиях.
Но, конечно, у ребят, которые не понимают ещё, что такое война, и часто путают «стрелялки» в интернете с военными действиями, может быть соблазн рвануть на фронт, не очень сознавая, что они делают. Напоминаю, что, согласно новому закону, в перспективе возраст призывников должен быть изменён с 18–27 лет на 21–30 лет. В этом смысле логично было бы заключать контракт не раньше, чем наступит время призыва по новым правилам, то есть в 21 год.
Поэтому я думаю, что следовало бы в более спокойной обстановке обсудить закон, тем самым избавляя его от разного рода ошибок, почти неизбежных при сверхсрочном принятии законопроекта. Я думаю, что ошибки будут выявляться в процессе его практического применения, поскольку практика всегда богаче любой концепции.
Например, не очень понятно, что делать, если человек не живёт по месту официальной прописки или вовремя не воспользовался личным кабинетом на «Госуслугах». Он может оказаться без вины виноватым.
Его могут лишить права вождения транспортом, выезда за границу, сделок с недвижимостью, социальных гарантий и так далее. Поскольку представители Комитета по обороне заявили, что закон всё равно будет вступать в силу с осеннего призыва 2023 года, то не было бы ничего плохого, если бы Государственная дума ещё несколько дней в спокойном режиме пообсуждала этот законопроект, чтобы избежать хотя бы частных ошибок, которые там, без сомнения, содержатся.
Я думаю, что в законопроект будут вноситься некоторые изменения, но уже, видимо, по правоприменительной практике.