Образовательная политика // Колонка

Олег Смолин – о дебюрократизации образования

В Госдуме подвели итоги полутора лет по борьбе с бумаготворчеством.

Олег Смолин  – о дебюрократизации образования

В январе на Комитете по просвещению Государственной думы состоялось расширенное заседание. Главный вопрос обсуждения – дебюрократизация образования. Формально обсуждение было посвящено парламентскому контролю над исполнением законопроекта, принятого полтора года назад, который должен был ограничить количество бумаг обязательных для заполнения учителями.

Удивительно, но именно представители Рособрнадзора с помощью своей презентации показали, что на самом деле никакого сокращения бюрократии, увы, не произошло. Их данные показывают, что реально объем бумаготворчества педагогических работников, и руководителей увеличивается.

Мне это было известно и ранее, регулярно встречаюсь с учителями, задаю им этот вопрос. Я же в своем выступлении обратил внимание депутатов на следующее:

Первое. Чрезмерная бюрократизация вредна вообще, а в образовании убийственна. Потому что образовательные отношения по своей сути не формально-юридические, а нравственно-психологические и личностные. Бюрократизация убивает живую душу воспитания и обучения.

Второе. Одна из главных причин нарастающей бюрократизации образования состоит в том, что Правительство и Государственная Дума пытаются решить проблему как ведомственную, а эта проблема имеет системный, то есть межведомственный характер, и начинается она с законодательства. В законе «Об образовании» в редакции 1992 года, одним из четырех главных авторов которого мне довелось быть, было 34 отсылочные нормы. В действующем законе «Об образовании» их больше 200. Под каждую норму принимается подзаконный акт, то есть сам закон достаточно пустой, а его содержание находится в большом количестве сопровождающих документов. И чем больше пытаются зарегулировать образование юридическими нормами, тем больше нарастает его бюрократизация.

Третье. В Государственной Думе в свое время была создана специальная рабочая группа по дебюрократизации образования. Мне довелось быть заместителем руководителя. Тогда был предложен целый блок мер, которые должны были решить проблему, но большинство из них провалено. Однако сама идея такой рабочей группы – правильна.

Четвертое. Часто слышу от руководителей школ, что в конце недели порой приходиться отвечать на несколько десятков разного рода запросов из разных организаций. По нашим оценкам, только 20% запросов идет от органов управления образованием, остальные от других ведомств. Дело в том, что кроме Рособрнадзора образование контролируют еще 18 разных структур.

Сегодня необходимо воссоздать рабочую группу по дебюрократизации образования, как межкомитетскую и межведомственную, потому что усилиями одних только профильных комитетов и министерств решить проблему невозможно.

Дебюрократизация это единственная системная проблема образования, которая не требует денег, но, тем не менее, решается очень плохо. Хочу на всякий случай напомнить, что в свое время меры по дебюрократизации образования были включены в наши законопроекты «О народном образовании» и «Об образовании для всех», но обе инициативы были провалено в Госдуме.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube