В субботу, 4 марта, в Богоявленском соборе подмосковного Ногинска близкие и друзья проводили в последний путь замечательного педагога, действительного члена Российской академии образования Бориса Михайловича Бим-Бада. Он скончался на восемьдесят втором году жизни, после долгой и тяжелой болезни.
Борис Михайлович прожил долгую и плодотворную жизнь и всегда оказывался там, где билась живая педагогическая мысль, где шло развитие отечественной педагогической науки. Получив фундаментальное гуманитарное образование на историческом факультете Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне – МПГУ) и накопив опыт работы школьным учителем, он приходит в Институт общей педагогики Академии педагогических наук СССР (НИИ ОП АПН СССР), где защищает кандидатскую диссертацию по теории и истории педагогики. В институте его научными руководителями были Исаак Яковлевич Лернер и Ольга Исмаиловна Салимова. Одним из тех, кто, по словам самого Бим-Бада, существенно повлиял на его становление как ученого и педагога, стал Эвальд Васильевич Ильенков.
Будучи активной и творческой личностью, Борис Михайлович живо интересовался всем новым, что появлялось в отечественных и зарубежных педагогических исследованиях. Когда в Отделе дидактики в НИИ ОП АПН СССР под покровительством Михаила Николаевича Скаткина в конце 60-х годов прошлого века появилась Лаборатория количественных и инструментальных методов дидактических исследований, он с энтузиазмом знакомится с новой для многих педагогов областью, пишет работу об использовании методов планирования экспериментов в педагогических исследованиях[1]. Борис Михайлович был носителем идеалов просвещения и искренне верил, что всеобщее качественное образование является главным инструментом преобразования мира. По его глубокому убеждению, судьбы мира находятся в руках воспитателей. Он верил, что самое широкое распространение науки и просвещения в конце концов приведет к тому, что более образованные, чем сегодня, люди будут жить в лучшем, чем у нас, обществе. Такая ценностная установка в значительной мере определяла парадигму, в рамках которой он вел свои педагогические исследования. Преодолевая «сопротивление среды», он искал и находил пути приложения своих усилий в этом направлении. Когда Эвальд Васильевич Ильенков познакомил его с участниками эксперимента по социализации и обучению слепоглухих детей, он с присущей ему энергией на правах добровольца включился в эту работу и продолжал ее многие годы и после кончины Эвальда Васильевича. Как сказал при прощании с Б.М. Бим-Бадом один из воспитанников и участников этого эксперимента, Александр Васильевич Суворов, вклад Бориса Михайловича в его судьбу и в судьбу других детей невозможно переоценить.
Готовность к риску, способность вести за собой других особенно ярко проявились в годы перестройки. В конце 1985 года академик Е.П. Велихов принял решение о запуске работы по выстраиванию новой модели школьного образования. Организацию этой работы он поручил одному из своих младших коллег в Академии – Алексею Львовичу Семенову. Работа охватила десятки научных работников, учителей, инженеров из институтов Академии, вузов, предприятий ВПК. Она получила поддержку Министерства просвещения. Организационной формой работы стал Временный научно-технический коллектив (ВНТК) «Школа», в некоторых официальных бумагах фигурировала «Школа-1», как первый коллектив в планировавшейся серии. А.Ю. Уваров, хорошо зная Б.М. Бим-Бада по совместной работе в АПН, пригласил его в ВНТК. Борис Михайлович стал источником педагогической мудрости и истории педагогики в коллективе и большим другом Бориса Леонидовича Переверзева, который отвечал в коллективе за образовательный, и не только, дизайн.
ВНТК «Школа» в конце 1980-х годов преобразовался в негосударственный Институт новых технологий (ИНТ), где стал работать Б.М. Бим-Бад вместе с Переверзевым. В ходе этой работы Б.М. Бим-Бад предложил директору института (А.Л. Семенову) создать под флагом института «Открытый российский университет», который ИНТ частично субсидировал. Университет быстро приобрел огромную популярность, даже несколько напугавшую А.Л. Семенова, а затем стал Университетом Российской академии образования (УРАО). Будучи ректором университета в непростые для нашей страны 90-е годы, Б.М. Бим-Бад до ухода с этого поста в середине нулевых годов много сделал для поддержки отечественных ученых и педагогической науки в нашей стране.
Будучи одним из активных членов коллектива реформаторов образования, которым руководил его многолетний коллега по работе в АПН СССР Эдуард Дмитриевич Днепров, Борис Михайлович становится одним из активных членов ВНИК «Школа», созданного Днепровым по образцу ВНТК Велихова. Б.М. Бим-Бад принял активное участие в реформе «Академии школьных наук», став одним из академиков – учредителей РАО. Выступая против роспуска Академии, он верил, что появление среди ее членов педагогов-практиков и молодых ученых сделает вновь создаваемую Российскую академию образования центром передовой педагогической науки, которая устремлена в будущее и помогает развитию инновационных процессов в школе.
Коварная и неизлечимая болезнь, переезд в Ногинск вырвали Бим-Бада из московской академической жизни. Он мало участвует в формальной работе РАО, однако по-прежнему остается властителем дум и одним из интеллектуальных лидеров гуманистической педагогики. Все последние десятилетия, используя цифровые технологии и потенциал интернета, он ведет активную просветительскую работу. Его материалы в социальных сетях, очерки по теории и истории педагогики, выступления на популярных интернет-каналах обращены к тем, кто стоит за учительским столом. Один пример – во время своего ректорства в МПГУ А.Л. Семенов затеял научный перевод практически неизвестной педагогической общественности посмертно изданной книги Яна Коменского, состоящей из двух частей: «Матетики» (науки о том, как учиться) и «Дидактики» (науки о том, как учить). Перевод был выполнен крупнейшими в стране специалистами по средневековой латыни. Семенов написал к нему комментарии, но «недошлифовал» книжку, а потом покинул пост ректора и занялся другими делами. Матетика так бы и осталась совсем недоступной, но Бим-Бад где-то ее добыл и разместил перевод на своем сайте. Мы об этом узнали, но так и не успели его поблагодарить.
Борис Михайлович предлагает глубокие ответы на непростые, но ключевые вопросы: что такое педагогика, в чем состоят законы и правила воспитания, каковы возможности воспитания и обучения через непосредственную среду, возможно ли опережающее образование. Он рисует перспективы возрождения педагогической антропологии, говорит о познавательной функции истории педагогики, возвращает внимание к наследию классиков педагогической мысли.
Всегда полный энергии, улыбающийся и ироничный Борис Михайлович Бим-Бад стремился быть на острие своего времени. Он остался частицей жизни всех, с кем свела его насыщенная событиями жизнь, кому он пытался донести вековую мудрость классической педагогики и на чью судьбу он повлиял.
[1] Бим-Бад Б.М. О планировании эксперимента в педагогических исследования / В книге «Проблемы совершенствования методов дидактических исследований». Изд. НИИ ОП АПН СССР, М.: 1971. С. 9 – 25.
Алексей Семенов,
академик РАН, академик РАО,
завкафедрой МГУ, директор Института кибернетики
и образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН,
член Комиссии РАН по экспертизе Федеральных государственных
образовательных стандартов и учебников
Александр Уваров,
ведущий научный сотрудник Института кибернетики и
образовательной информатики им. А.И. Берга ФИЦ ИУ РАН,
доктор педагогических наук