Дети // Статья

Как игра помогает детям с аутизмом в языковом и речевом развитии


Как игра помогает детям с аутизмом в языковом и речевом развитии
Фото предоставлены пресс-службой «Фонда обнаженных сердец»

Расстройства аутистического спектра (РАС) – самая часто встречающаяся группа нарушений развития. Согласно последним данным, опубликованным в 2023 году, РАС встречается у 1 ребенка из 36. Диагностическими критериями РАС являются трудности в коммуникации и социальном взаимодействии, а также ригидность, повторяющееся поведение и особенности обработки сенсорной информации. Клиницисты и родители также давно замечали, что дети с аутизмом очень необычно играют. Благодаря исследованиям последних лет пришло и понимание того, насколько сильно игра связана с языковым и речевым развитием ребенка. О развитии игры у детей и особенностях игровых программ для детей с аутизмом мы спросили экспертов фонда «Обнажённые сердца» – клинического психолога Татьяну Морозову и детского невролога Святослава Довбня.

Игра или урок?

Игра – это всегда спонтанная инициатива ребенка, а не просто реакция на инструкции других людей. В игре ребенок может сам делать выбор и делиться своими идеями с другими участниками. Как только теряется спонтанность и пропадает интерес – игра исчезает. Взрослый может легко разрушить игру, превратить ее в занятие, подавив инициативу ребенка, давая слишком много инструкций, навязывая темы для игры и бесконечно задавая вопросы.

Ребенку в игре нужен такой партнер, который реагирует на проявленную ребенком инициативу и обеспечивает поддержку, помогающую играть продуктивно и сохранять вовлеченность. Не важно при этом, является ли этот партнёр ребенком или взрослым.

Таким образом, игра – это далеко не только про красивые игрушки или разнообразные пособия. Играть можно с любым подручным материалом, главное, чтобы игра включала инициативу ребенка и соответствовала его интересам.

Можно выделить несколько уровней развития игры

Исследования показывают, что развитие игры у детей тесно связано развитием языка и речи. На ранних уровнях игры дети не пользуются речью – они в основном действуют с предметами.

Нередко люди думают, что игра носит обязательно тематический или сюжетный характер – дети играют с гаражом и машинками, укладывают или кормят кукол, играют в школу или больницу и т.д. Сюжетная игра является лишь одним из уровней или этапов, и ему предшествуют другие, более простые уровни развития игры.

Самый первый уровень игры выглядит следующим образом – малыши стучат игрушками и предметами, которые попадаются под руку, трясут, облизывают, кидают. Некоторые родители думают, что дети, которые действуют с игрушками подобным образом, и не играют вовсе. На ранних уровнях развития игры дети изучают свойства предметов, и это помогает им знакомиться с окружающим миром.

Следующий уровень развития игры – это раскладывание и складывание (психологи называют этот уровень игры комбинацией). Сначала дети учатся разбирать постройки/паззлы, вытаскивать предметы из коробки или корзины, а затем только собирать или складывать – ставить кубик на кубик, вкладывать кусок паззла или геометрическую форму в соответствующее место. Дети познают назначение предметов – помещают кубики в машинку, кладут чашку на блюдце, а ложку – в чашку.

Далее появляется игра «понарошку» – ребенок «ест» игрушечную еду, кормит кукол или мягкие игрушки, укладывает игрушки спать и т.д. Интересно, что первые слова дети начинают говорить, когда переходят на этот игровой уровень. Дети начинают называть предметы, а также действия. Дети также учатся обозначать свойства предметов (большой/маленький и т.д.). Постепенно игра развивается и усложняется. Дети начинают заменять отсутствующие предметы (делать вид, что говорят по телефону, просто держа свою руку около уха или изображать, что кубик – это и есть телефон).

На более высоких уровнях игры начинают развиваться разные сюжеты, дети используют воображение, например, представляя, что они готовят еду, лечат животных, становятся пожарными, феями или героями любимых мультфильмов. Вместе с развитием игры растет и расширяется словарный запас, появляются новые категории слов, например, дети начинают понимать и называть чувства, которые испытывают люди или игрушки – участники их игры. У типично развивающегося ребенка игра появляется довольно рано и последовательность формирования игровых навыков предсказуема. К 2,5–3 годам у большинства детей социальные навыки и навыки игры сформированы достаточно хорошо для того, чтобы участвовать в символических играх самого высокого уровня.

У детей с аутизмом, как правило, игра развивается с определенной задержкой или носит необычный характер. Некоторых аутичных детей больше интересуют предметы или их свойства – они раскладывают игрушки рядами, стучат, раскручивают, разглядывают под необычным углом зрения.

Для игры ребенка с аутизмом также могут быть характерны повторяющиеся действия, сопротивление изменениям (предпочитают действовать с игрушкой только определенным образом или разыгрывают повторяющийся сюжет). Некоторые аутичные дети предпочитают играть в одиночку и расстраиваются, когда другой человек пытается поучаствовать в игре. Не удивительно, что в более старшем возрасте многих аутичных детей начинают интересовать компьютерные игры – они предсказуемы, повторяются и в них можно играть одному. Некоторые аутичные дети предпочитают не участвовать в игре, а наблюдают со стороны, как играют другие.

Программа JASPER

Профессор Конни Казари, одна из основательниц Центра исследований и программ помощи при аутизме Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, более 40 лет работает с дошкольниками с аутизмом. С самого начала своей работы она заметила, что дети с аутизмом играют иначе, и их гораздо сложнее вовлечь в социальное взаимодействие во время игры.

В 80 годы прошлого века специалисты еще не очень хорошо представляли себе, какие методы помогают аутичным детям развиваться. Постепенно начали появляться исследования о важности вовлеченности, коммуникации и игры для развития детей с аутизмом.

Конни Казари вместе со своими коллегами, основываясь на психологии развития и используя идеи прикладного анализа поведения, создала программу JASPER (это аббревиатура из терминов «совместное внимание», «символическая игра», «вовлеченность» и «эмоциональная регуляция»). Цель программы JASPER – повышение вовлеченности ребенка, его мотивации, увеличение сложность и разнообразия игровых взаимодействий, а также улучшение качества игры в целом.

В начале программы специалист оценивает развитие игровых и коммуникативных навыков ребенка, а также уровень его совместного внимания и вовлеченности, определяет цели вмешательства и выбирает мотивирующие игрушки, основываясь на уровне развития навыков в данный момент.

Представьте, что вы заглянули в комнату, где проходит сессия JASPER. Что вы там увидите?Окружение организовано таким образом, чтобы обеспечить мотивацию ребенка и, тем самым, создать условия для быстрого, плавного перехода к игре. Игрушки соответствуют уровню развития ребенка, они расставлены определенным образом и «ожидают» ребенка. Все это сделано для того, чтобы ребенок проявил интерес и начал играть. Взрослый реагирует на действия ребенка: например, если ребенок решил поместить внутрь дома несколько фигурок людей, взрослый принимает эту идею и поступает так же: он имитирует действия ребенка и включается в коммуникацию. Если ребенок теряет вовлеченность, взрослый помогает ребенку вернуться в прежнее состояние. Кроме того, взрослый создает ребенку возможности для освоения новых игровых и коммуникативных навыков. Таким образом, взрослый и ребенок начинают играть.

Программу можно использовать в самых разных условиях. Ребенку для успешного развития необходимо играть, это можно и нужно делать и на занятиях со специалистами, в группе детского сада и на детской площадке, со взрослыми и со сверстниками, и конечно дома с родителями.

Эффективность программы изучалась в многочисленных исследованиях, которые показали, что уже после 3 месяцев занятий у детей улучшаются коммуникационные навыки, увеличивается количество спонтанных инициаций, повышается уровень вовлеченности и игры, что в свою очередь приводит к развитию социальной коммуникации, языка и речи.

Программа JASPER в России

Программа JASPER существует уже 20 лет, а с 2018 года ее реализует Фонд «Обнажённые сердца» в Москве, Петербурге и Нижнем Новгороде. Всего за эти годы помощь получили 195 детей. Программа развивается очень успешно, и все больше специалистов в России используют эту программы или ее элементы в своей работе. Именно поэтому фонд «Обнажённые сердца» решил издать русскоязычную версию руководства по программе JASPER.

Важно подчеркнуть, что книга будет полезна не только специалистам, работающим с дошкольниками с аутизмом, но и всем, кто интересуется вопросами детского развития и взаимодействия с ребенком через игру.

Читатели получат ответы на вопросы: Почему важна игра? Как игра влияет на детское развитие? Как можно оценить уровень развития игры ребенка? Как правильно организовать игровое пространство и подобрать игрушки, подходящие для конкретного ребенка? Как способствовать развитию воображения и инициативы ребенка? Как справляться в игровых ситуациях, когда ребенок демонстрирует потерю мотивации или нежелательно поведение? Мы гордимся тем, что при работе над публикацией особое внимание уделялось точности перевода и аккуратности применения новых для русскоязычной аудитории терминов и понятий, относящихся к области натуралистических поведенческих вмешательств, таких как «совместное внимание», «вовлеченность», «обусловленные стратегии», «базовые игровые рутины» и др.

  • Бесплатно скачать книгу можно здесь.

Важное уточнение:

Для применения программы JASPER необходимо точно соблюдать все ее компоненты. Это достигается непрерывным обучением и супервизиями у сертифицированных тренеров программы. Самого по себе чтения пособия недостаточно для точного и полноценного применения программы JASPER в работе с детьми с аутизмом. На данный момент обучение программе JASPER в Центрах поддержки семьи «Обнажённые сердца» проводится только для сотрудников Центров и пилотных площадок фонда, но фонд работает над тем, чтобы сделать его доступным более широкому кругу специалистов.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube