«Для меня фотография – это искусство наблюдения. Речь идет о поиске чего-то интересного в обычном месте... Я обнаружила, что это имеет мало общего с тем, что вы видите, и со всем, что связано с тем, как вы видите», – Эллиот Эрвитт.
Практически каждый вечер перед сном я прокручиваю ленту социальной сети и с интересом рассматриваю фотографии. Очень много моих учеников делают просто удивительные фотографии, за которыми определенно стоят целые истории.
«А что будет, если в одной творческой работе соединить фото, кино и литературу?» – как-то подумала я. Именно в этот момент и пришла мысль о создании фоторепортажа «Жизнь Печорина». Что ж, идея родилась, теперь осталось создать такую учебную задачу, которую примут ребята. Надо сказать, роман «Герой нашего времени» вызвал у ребят активный интерес: они с жаром обсуждали поступки Григория Александровича, жалели Максима Максимыча и глубоко сопереживали Бэле. А глава «Фаталист» породила множество философских рассуждений не только в рамках произведения, но и в личных историях.
Но вернемся к учебной задаче. Для ребят она была сформулирована следующим образом: необходимо посмотреть фильм «Герой нашего времени», сделать не менее пяти стоп-кадров (для отражения глав «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист») и сопроводить каждое фото подходящей цитатой из произведения. Презентовать свой продукт можно было в виде коллажа или презентации.
Очень важно, чтобы сделанные стоп-кадры отражали личное представление той главы, о которой ребенок хочет сказать. Хочется отметить, что перед постановкой учебной задачи мы с ребятами изучили, что из себя представляет фоторепортаж. Для любого медиазадания необходимо обязательно готовить почву, чтобы учебная задача не вызывала у ребенка отторжения.
На выполнение творческой работы у ребят была неделя, в течение которой я с интересом наблюдала за ними. Некоторые ребята делились своими впечатлениями от просмотренного фильма еще до презентации своих проектов, кто-то пытался сопоставить кино и сам роман, деятельность просто кипела! И вот настал день, когда каждый смог представить свою работу и поделиться своими впечатлениями.
Александр: «Фотопроект раскрыл для меня много нового. Я смог найти нужную информацию через просмотр видео и сделал свой первый коллаж! Это моя вторая творческая работа, у меня все получается, и меня это радует. Я никогда не занимался такими вещами, а сейчас пробую, и мне нравится!»
Маруф: «Эта работа позволила мне выразить свои мысли и передать их другим. Было интересно делать фотопроект, потому что я выбирал цитаты, которые могли бы выразить то, что у меня внутри».
Кирилл: «Проект по литературе заинтересовал меня, он раскрыл жизнь героев с еще одной стороны. Через такие работы ты выражаешь свой характер и эмоции».
Разговор в медиаформате помогает ребятам поделиться своими мыслями и чувствами. Ведь у детей свой уникальный взгляд на окружающий мир и происходящие события. Именно поэтому взрослые должны прежде всего слышать детский голос, не пытаясь заглушить его своим. Когда образование становится чем-то очень личным, оно остаётся навсегда.