Вместо эпиграфа:
– Как дела?
– Нормально.
– Как выходные?
– Нормально.
– Что делали, куда ходили?
– Да ничего особенного.
Вот! Ничем не интересуются, ничего не хотят! В телефонах своих сидят, как с ними говорить?!
Формально – никак. И говорить на отвлеченные, пусть и важные, темы, когда не выговорено, не пережито то, что сейчас тревожит, продуктивно не получится. Подросток чувствительнее и тревожнее взрослого или дошкольника. Ему критично важно то, что сейчас внутри него, а там – качели настроения, шекспировские страсти, попытки понять мир и себя в нем. Да и взрослые, разговаривая о чем угодно, преломляют идеи через призму своего опыта и отношения. В конечном счёте мы все говорим о том, что именно нам отзывается.
Но ни один человек не станет рассказывать о себе вот так, вдруг. Это только в ночных поездах дальнего следования рассказывают жизнь случайному попутчику. И то лишь потому, что никогда больше не встретят его.
Он вместе со своим мнением и отношением растворится на перроне пункта назначения. Кому расскажет твою историю – не важно. В школе не так. Не при всех. Не учителю. Не на уроке.
Или бывает иначе? Поговорить на уроке в классе всем вместе, поделиться своим. Если да, то при каких условиях? Рискну предположить и предложить условия такого общения.
Условие первое. Уважение
Задавая вопрос о личном переживании, мнении, я понимаю, что не имею безусловного права получить ответ, тем более не могу этого ответа требовать. Ведь это не правило наизусть и не пересказ параграфа. Я спрашиваю, потому что мною движет любопытство: а как оно там, у других? У тебя? Ответ и степень его искренности – дело собеседника. Задавая вопрос, я всегда говорю: «Если можешь поделиться, поделись, было бы интересно. Но если говорить об этом некомфортно, то не нужно, конечно!» Соблюдение границ друг друга не модное словосочетание, а основа уважительных отношений. Возраст участников значения не имеет.
Условие второе. Доверие
Интересно слушать чужие истории, но бывает так страшно рассказать свою! Ведь реакция на историю подростком воспринимается как реакция на самого рассказчика. Только старшеклассники уже могут отделять личность от социальной роли и поступков. Реакция социально значимой группы (одноклассники, друзья на тренировке, участники клуба) – самая важная оценка для подростка. Именно этим, кстати, объясняется погоня за лайками в соцсетях. Важно быть принятым, быть частью сообщества. Повезло тем, кого слушают и поддерживают в семье. Таким ребятам легче рассказывать и делиться. А если не так?
Поэтому, если мне хочется поднять какую-то тему, я начинаю со своей истории. Показываю: «Я доверила вам часть своей жизни, рассказала, что случилось со мной. Спасибо, что выслушали, мне давно хотелось этим поделиться».
Условие третье. Непрямой выбор темы
Как правило, прямой вопрос «О чем вам хотелось бы поговорить?» эффективен только в том случае, если есть что-то экстренное. Такой вопрос в лоб равносилен просьбе «расскажи что-нибудь смешное». Все, кто с этим сталкивался, знают, что в этот момент все анекдоты и забавные истории вылетают из головы.
Тема, конечно, должна быть запросом ребят. И внимательный учитель, наблюдая, точно может сказать, что волнует, о чем разговоры, что обсуждают в перемену.
Дать старт разговору можно собственной историей, а можно, показав мем, фотографию, зачитав цитату, посмотрев вместе короткометражный мультик или видео. Люблю смыслы и наглядность короткометражек киностудии Pixar, например.
Условие четвертое. Обратная связь
Говоря о важном, особенно когда рассказываешь что-то личное, ждешь реакции тех, кто слушает. Любое искреннее высказывание, пусть самое банальное, простое и незначительное, должно получить внимание. Потому что отсутствие реакции или формальное «хорошо, спасибо!» – это тоже сообщение. Сообщение о том, что слушать было неинтересно, сказанное неважно. Так может быть для кого-то из ребят в классе. Имеют право – интересы у всех разные. Но для учителя так быть не может. Любая история, которой поделились, ценна уже самим фактом того, что человек посчитал возможным рассказать ее здесь, в этой компании. Это знак доверия и уважения. А потому как минимум достойно благодарности. А лучше – вопросов и дальнейшего обсуждения.
Условие пятое. Право на молчание
И ещё один важный, на мой взгляд, момент. Для того чтобы состоялся общий разговор, совсем не обязательно каждому сказать и рассказать. Тот, кто не рассказывает, а только слушает, на внутреннем плане все равно примеряет на себя чужой опыт, проживает события вместе с рассказчиками. А значит, сказанное так или иначе будет присвоено каждым, станет и его историей, его опытом, историей и про него тоже.
Постскриптум:
Когда писала этот материал, пришло в голову, что хотелось бы к нему иллюстраций. Я не умею рисовать. Разве что домик и солнышко. И я решила попросить стать иллюстратором одну из моих учениц. Описала мысли в целом, о чем будет текст, получила согласие. А через какое-то время – логичный запрос на «почитать все-таки то, к чему иллюстрации». Я очень благодарна Татьяне не только за скетчи. Мне пришлось читать и переписывать текст не один раз. Потому что его нужно было дать прочесть тому, о ком я, собственно, пишу. Так ли у нас все в классе? Не кривлю ли душой, пытаясь желаемое выдать за действительное? Если вы читаете этот материал, значит, все так. Проверено шестиклассницей Татьяной Поляковой, автором рисунков к тексту.