С 1 сентября 2020 года во всех российских школах стартовал большой федеральный проект по обеспечению бесплатными горячими завтраками учащихся 1–4-х классов. Проект рассчитан до 2023 года включительно, после этого планируется его полномасштабное внедрение.
Промежуточные итоги были подведены на II Всероссийском родительском форуме «Здоровое питание в школе и дома», который состоялся 19 августа в столице Республики Мордовия – Саранске. Мероприятие организовано по инициативе Министерства просвещения России и партии «Единая Россия», правительства Республики Мордовия, при активном содействии отраслевого Союза развития социального питания.
Хорошо, но мало
На открытии форума выступил замминистра просвещения Андрей Николаев. Он отметил, что проект по обеспечению младших школьников бесплатными горячими завтраками – «один из сложнейших, он очень неоднозначный, с огромным количеством и подводных камней, и таких организационных, финансовых и других составляющих, которые очень сложно было единовременно решить».
В то же время, по его мнению, за два года реализации проекта произошла «серьёзная эволюция: мы полностью решили все организационные проблемы по запуску и реализации проекта и перешли к сутевой, содержательной повестке, связанной именно с качеством питания, с экспертированием каких-то более глубоких, точечных и очень важных направлений».
Одним из главных признаков «серьезной эволюции» Андрей Николаев считает рост числа школ, готовых к полноценной реализации проекта – то есть имеющих пищеблоки и столовые, оснащенные современным оборудованием, отвечающим всем требованиям СанПиНов. Так, на момент начала проекта, в 2020 году, школ, не отвечающих таким требованиям, насчитывалось 2300, на сегодняшний день их количество сократилось до 95. Из них 33 школы – малокомплектные, расположенные в труднодоступных районах, где создавать блоки питания для семи-одиннадцати учеников просто экономически неэффективно. Поэтому вместо горячих завтраков родителям этих детей выдают наборы продуктов.
В настоящее время в рамках реализации масштабной программы капитального ремонта школ около 60% образовательных организаций, принимающих в ней участие, планируют или уже осуществляют модернизацию пищеблоков.
По словам Андрея Николаева, на школьные завтраки «выделяются беспрецедентные объёмы ресурсов из федерального бюджета – это около 63 миллиардов рублей ежегодно».
При этом он констатировал, что «в силу известных событий у нас весной были разные настроения и размышления на тему о том, что необходимо принимать какие-то финансовые решения, поскольку идёт резкое удорожание стоимости питания».
Однако на основе еженедельного мониторинга в Минпросе сделали вывод о том, что за 5 месяцев учебного года в регионах было израсходовано чуть менее 47% федеральных субсидий, выделяемых на бесплатные школьные завтраки. Критической, по словам Николаева, могла бы считаться ситуация, при которой за этот период было бы потрачено более половины выделяемых средств. На этом основании было принято решение увеличить финансирование только для двух субъектов РФ (каких именно, Николаев не уточнял), а для всех остальных сохранить прежние объемы финансирования.
По мнению заместителя президента Российской академии образования Геннадия Онищенко, 63 млрд рублей в год на школьное питание – это «хорошо, но мало» в условиях растущей инфляции.
Ведь в расчете на одного ребенка средняя стоимость завтрака составляет порядка 70 рублей (этот показатель может увеличиваться в зависимости от региона).
Такого же мнения придерживается и заместитель руководителя МОО «Профессионалы социального питания» Светлана Мамонтова (Волгоград), которая убеждена, что «качество и безопасность школьного питания напрямую связаны с реконструкцией и модернизацией школьных пищеблоков».
«Сейчас все чаще говорят о создании единой технологической цепочки – от получения сырья до выдачи готовой продукции. Это позволит вывести питание школьников на новую высоту», – подчеркнула она.
На эти цели по самым скромным подсчетам потребуется 400 млрд рублей.
По мнению Светланы Мамонтовой, эту задачу невозможно решить без привлечения частных инвестиций. В некоторых регионах, например в Москве и Волгоградской области, уже созданы крупные комбинаты питания, оснащенные современным оборудованием, но это пока исключения из правила.
Школьники – участники кулинарного баттла,
состоявшегося накануне форума в Саранске
Контролировать или помогать?
Тема родительского контроля в сфере школьного питания стала главной на Всероссийском форуме в Саранске.
По мнению экспертов, без участия семьи невозможно решить проблему качественного и безопасного школьного питания.
Еще на старте федерального проекта по обеспечению учащихся начальной школы бесплатными завтраками Роспотребнадзор совместно с Минпросвещения разработал методические рекомендации для родителей, наделяющие их определенными полномочиями для контроля качества школьного питания.
В том числе это проверка на соответствие блюд утвержденному меню: кто составляет меню, разнообразны ли блюда, где закупаются продукты, обоснованность стоимости завтраков и обедов; вкусовые предпочтения детей, их удовлетворенность ассортиментом и качеством подаваемых блюд; участие в дегустации (бракераж).
Как с сожалением отметил руководитель Бюро расследований Общероссийского народного фронта Валерий Алексеев, зачастую родительский контроль превращается в пустую формальность, когда сотрудники пищеблока устраивают для них образцово-показательное мероприятие под названием «открытый завтрак». В этот день повара готовят вкусные блюда, родители и дети уходят из столовой довольные и счастливые, а на следующий день все возвращается на круги своя.
Выступает Валерий Алексеев
Понятно, что родители не могут посещать школьную столовую каждый день или даже раз в неделю, чтобы отслеживать процесс «от и до», и в этом случае дети становятся главными источниками информации. Однако в некоторых школах предусмотрительно запретили использовать телефоны в столовых под благовидным предлогом «чтобы дети не отвлекались во время еды». По этой причине объективная информация о нарушениях становится недоступной.
И наоборот, благодаря фотографиям родителям удается выявить либо плохое качество блюд, либо «недовес» и другие недостатки. Например, в меню значится помидор или яблоко, а на школьной тарелке эти продукты отсутствуют. Или вместо бутерброда с маслом и сыром дети получают только хлеб с сыром. И таких примеров очень много.
Валерий Алексеев совместно с юристами инициировал проект, позволяющий защитить права детей в школьных столовых. Он пообещал, что особо злостные нарушения будут рассматриваться в суде.
Какие проблемы школьного питания специалисты выделяют как основные?
Школьный завтрак – блюдо, которое следует подавать холодным?
Бюро расследований Общероссийского народного фронта регулярно проводит мониторинги школьного питания, в результате которых выявляется одна и та же проблема – холодная еда.
Нынешний год не стал исключением: по итогам опроса 70 тысяч родителей в разных регионах страны поступило 37% жалоб на недостаточную температуру школьных блюд.
Согласно СанПиНам, температура горячих блюд должна составлять от 65 до 75 градусов, а если она ниже, то это считается нарушением.
Почему же холодные школьные завтраки стали повсеместным явлением?
По мнению Валерия Алексеева, причина в том, что для младшеклассников столы накрываются заблаговременно (в отличие от учащихся 5–11-х классов, они не пользуются линией раздачи), и пока первоклашки бегут с урока в столовую и моют руки перед едой, блюда на заранее накрытых столах остывают и становятся несъедобными.
Специалисты стараются решить проблему за счет термочехлов, которыми накрывают тарелки, или благодаря оперативной сервировке. Например, руководитель самарской компании «Континент агро» Сергей Кабанов рассказал о том, что его сотрудники учились таким технологиям в «Макдоналдсе», ныне покинувшем российский рынок.
Еще одна сложность в организации школьного питания – короткие перемены, недостаточные для нормального потребления и усвоения пищи. Иногда и большой перемены продолжительностью 20 минут для этого не хватает, а если учитель еще и задержит детей на уроке, то и это время сокращается.
Щи да каша – пища наша?
Конечно, важная и обсуждаемая тема – качество приготовленных блюд. Но часто повара и родители сталкиваются с тем, что еда приготовлена на совесть и продукты использованы хорошие, а дети все равно оставляют ее на своих тарелках.
Все дело – во вкусовых предпочтениях детей, которые формируются в семье и меняются от поколения к поколению.
Как рассказала руководитель федерального центра мониторинга школьного питания Министерства просвещения РФ Валентина Иванова, по итогам опроса, проведенного этой организацией, дети отдают предпочтение борщам, сосискам и пельменям, но не едят блюда из рыбы и печени.
Другие специалисты добавляют к этому списку каши и супы, объясняя нелюбовь учащихся к этим блюдам тем, что их не принято готовить в семьях, а это приводит к тому, что у детей просто не формируется привычка к такой пище.
А какой горячий завтрак без каши?
И здесь подключается родительская общественность, в полномочия которой входит корректировка меню школьной столовой – конечно, в пределах требований Роспотребнадзора.
Например, родители Саратовской области добились замены рисовой каши рисовыми биточками, но отказались от колбасных изделий и существенно сократили количество картошки и макарон в школьном меню. Таким опытом поделилась ответственный секретарь Саратовского областного отделения Национальной родительской ассоциации Наталья Кривинцова.
Родители – участники кулинарного баттла,
состоявшегося накануне форума в Саранске
От тарелки до помойки
Если такую работу не проводить, эффективность школьного питания будет минимальной, иными словами – вся еда окажется в помойном ведре.
Для характеристики пищевых отходов используется термин «индекс несъедаемости» – чем больше объем выброшенной еды, тем хуже обстоят дела в школьной столовой.
По данным Роспотребнадзора, индекс несъедаемости в школьных столовых составляет порядка 4%, что должно свидетельствовать практически о полном благополучии в этой сфере. Однако Валерий Алексеев призывает не верить этим данным, считая их явно завышенными. Аналогичной позиции придерживается и главный санитарный врач Федерации рестораторов и отельеров России Константин Кривошонок.
По его мнению, считать индекс несъедаемости только по количеству отходов в школьных столовых некорректно – «утечки» продуктов начинаются на складах комбинатов питания, продолжаются в процессе технологической обработки и на линии раздачи в школах, где количество еды не всегда соответствует нормативам.
В то же время ученый подчеркнул, что опрошенные им школьники считают предлагаемые им порции избыточными: например, по их словам, котлета весом в 110 граммов для них слишком велика, поэтому половину приходится оставлять на тарелке.
Кстати, проверка школьных отходов также входит в полномочия родительских советов по школьному питанию, так что вопросов приходится решать много и без помощи вышестоящих инстанций здесь не обойтись.
В Татарстане родительский совет по школьному питанию действует при Министерстве образования и науки республики.
«Если я не могу решить какие-то вопросы на уровне своего района, я обращаюсь за помощью в министерство, а они в свою очередь связываются с другими ведомствами», – рассказала представитель родительского сообщества Республики Татарстан Лилия Мусина.
Для родителей здесь разработан специальный навигатор по основным направлениям школьного питания.
В Республике Мордовия родители работают в тесной связке с Роспотребнадзором, и все вопросы удается решать сообща.
Хорошим примером может служить Москва, где действует проект с символичным названием «Умный родительский контроль». Чтобы контроль был действительно умным, в столице разработаны образовательные программы для родителей, включающие лекции и другие просветительские мероприятия.
«Мы рассказываем, что такое производственно-логистические комплексы, кто такой ответственный за питание в школе – в общем, освещаем все актуальные темы, которые интересуют родителей», – отметила член экспертно-консультативного совета родительской общественности при Департаменте образования и науки г. Москвы Татьяна Хремучкова.
Руководитель федерального центра мониторинга школьного питания
Министерства просвещения РФ Валентина Иванова
вручает благодарственное письмо Светлане Хремучковой
В этом году в столице стартовал конкурс «Стратегия профессионалов», в котором приняли участие ответственные за питание и родители из управляющих советов и комиссий по питанию. Команда-победитель получила ценный приз – в школе, которую она представляла, теперь сделают новый школьный ресторан.
В Москве действует уже более 200 таких ресторанов, в том числе с этнической кухней, адаптированной к СанПиНам, и специально оформленными интерьерами. В других регионах часто «не до жиру», но тема школьных кафе становится все более обсуждаемой.
Место встречи изменить нельзя
Директор Агентства маркетинговых коммуникаций «RMP Communications» Владимир Калугин считает, что школьное питание должно быть не только полезным и вкусным, но обязательно интересным.
Если две первые характеристики относятся к рациону питания и его рецептуре, то последняя – дело родителей и детей, их вкусов, предпочтений и возможностей осуществить желаемое.
По мнению Калугина, в идеале школьная столовая должна трансформироваться в кафе, в место для встреч и общения и даже первых свиданий.
Такую идею удалось воплотить, например, в некоторых школах и колледжах Волгограда, а также в четырех образовательных организациях Самары.
В последнем случае все расходы на преобразование школьных столовых в кафе взяла на себя уже упомянутая выше компания «Континент агро».
Ее руководитель Сергей Кабанов убежден, что в школьной столовой главное – это атмосфера уюта.
«Школьное питание – это баланс между клиентоориентированностью и стандартизацией. Обстановка должна отвечать запросам ребенка. Но чтобы реализовать желаемое, необходимы совместные усилия оператора питания, родителей и школы», – подчеркнул он.
Школьное кафе в Волгограде
Специальное питание для особенных детей
С 1 сентября 2022 года вступит в силу закон о бесплатном двухразовом питании детей-инвалидов в школах.
Как подчеркнул Андрей Николаев, эта программа охватит более 700 тысяч детей. «Законом уточняется категория обучающихся, которые должны получать бесплатное двухразовое питание, устанавливается единый для всех регионов подход для обеспечения таких детей двухразовым бесплатным питанием, определяются источники финансирования», – подчеркнул замминистра просвещения.
Однако не все дети с ограниченными возможностями здоровья относятся к категории инвалидов. Например, дети, больные диабетом первого типа, по новым правилам не получают справку об инвалидности, а значит, не имеют права на бесплатное двухразовое питание. Причем важно понимать, что это питание должно соответствовать специальной диете.
По словам доцента кафедры педиатрии Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Елены Самошкиной, согласно статистике Минздрава, на каждую тысячу детей приходится 16 детей с различными нарушениями здоровья, которые нуждаются в специальном питании.
«Однако на самом деле таких учащихся намного больше – около 100 в каждой школе», – уверена Елена Самошкина.
В их числе – ребята, страдающие ожирением и анемией, различными видами пищевых аллергий, болезнями желудочно-кишечного тракта, лактозной недостаточностью, врожденными нарушениями выработки ферментов. И, так же как диабетики, большинство из них не имеют справки об инвалидности, однако нуждаются в специальном диетическом питании.
Для того чтобы такое питание получить, они должны принести из поликлиники справку с описанием диагноза, но на этом решение их проблемы не закончится.
Если в школе имеется своя столовая, не факт, что повара будут готовить отдельную еду для такого ребенка, тем более что кроме него наберется еще несколько детей с другими диагнозами, которые нуждаются в особых диетах. И здесь возникает риск перепутать блюда для тех или иных категорий – человеческий фактор еще никто не отменял.
Если школа получает готовую еду от оператора питания, то на этом производстве должна быть организована линия для производства диетических блюд для детей с разными особенностями пищевого поведения.
Комбинаты, которые производят специальное питание для разных категорий детей, нуждающихся в диетотерапии, действуют пока только в Москве и в Республике Башкортостан.
Может, решение проблемы в том, чтобы ребенок принес с собой в школу еду из дома? Однако специалисты утверждают, что это тупиковый путь, поскольку для этого в школе должен быть не только холодильник для хранения еды, но и микроволновка, и кто-то из взрослых должен контролировать действия ребенка. То есть дополнительная нагрузка ляжет либо на педагога, либо на медсестру.
Участники обсуждения говорили о том, что в школы надо вернуть врачей и выделить ставку для диетологов – в госучреждениях дефицит таких специалистов. Об этом рассказала советник аппарата Уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Алина Сохацкая: в адрес этой организации поступает много жалоб от родителей, дети которых нуждаются в особом питании.
В медицинском институте при МГУ им. Н.П. Огарева недавно открылась кафедра диетологии и нутрициологии, где будут обучать школьных медсестер, поваров, педагогов основам организации правильного питания.
В Москве в профильных колледжах начали готовить ответственных за питание в школах – пока эти функции в качестве дополнительной нагрузки выполняют учителя или другие сотрудники школы. Но эксперты убеждены, что эти задачи должны решать профессионалы.
Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов, накопившихся в ходе реализации проекта по обеспечению учеников начальной школы бесплатными завтраками. Жизнь ставит все новые задачи, и надо приложить все усилия для их успешного решения. Ведь от правильного питания зависит не только здоровье детей, но и качество их образования.