Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил «Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года», пишет телеграм-канал «Научно-образовательная политика».
Основная идея – создать единую матрицу подготовки учителей: от профильных классов и СПО до аспирантуры и повышения квалификации. Особое внимание будет уделено формированию единого стандарта подготовки педагогов в университетах.
На 2020 год программы подготовки педкадров осуществляли: 229 университетов (33 – подведы Минпросвещения, 107 – Минобрнауки, 36 – иные ФОИВы, 17 – субъектов и муниципальных образований, 36 частных). На уровне СПО работа ведется в 440 организациях регионального и муниципального подчинения по всей стране. Еще есть 85 учреждений ДПО и много иных различных институций.
По данным Росгосстата, в 2020 году по программам подготовки педагогических кадров обучалось 637,1 тыс. человек, в том числе 446,4 тыс. человек – по программам высшего образования, 190,7 тыс. человек – по программам среднего профессионального образования. А к тому – еще почти 1,4 млн чел. на ДПО.
Поступательно растет и количество бюджетных мест, выделяемых на профильные направления подготовки – как в высшей школе, так и в секторе ДПО.
В Концепции поставлена задача привести весь этот масштаб и объем к единому сквозному знаменателю: «единство образовательного пространства на территории РФ через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки педагогических кадров».
В этом смысле обучение педагогов является второй ступенью после выравнивания качества школьного образования по всей стране (в том числе, ликвидация цифрового и кадрового разрывов).
В Концепции ожидаемо закреплены ориентиры на постоянное совершенствование и дополнительную подготовку педагога, а также на расширение практик наставничества.
Если говорить образно, что в вопросах подготовки педкадров идет отход от «духа ФГОСов высшего образования» к «букве школьных ФГОСов».
Аналогично тому, в чем будет состоять работа будущих педагогов (реализация этих самых стандартов, воспитание и пр.) – по уровню гарантированности объемов, качества и подходов – столь же жестко определят рамки подготовки их самих.
Особое место – стимулированию получения педагогического образования для непрофильных специалистов. Речь идет о профильниках и практиках, которые могут получать педагогические образование в магистратурах (sic!), по целевому обучению, в аспирантуре и докторантуре.
С помощью магистратур планируется готовить педагогов-проектировщиков технологических и цифровых решений для школьного образования, а также самой подготовки учителей.
Предполагается развитие мультиквалификаций выпускников – речь идет не только о профилях по «двум предметам», но также о получение профессии вожатого, педагога допобразования и т.п.
Будет разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогических кадров (отработаны технологии демонстрационного экзамена), сформирована сеть психолого-педагогических классов во всех регионах страны, создана новая образовательная инфраструктура – современные образовательные пространства.
Реализовывать Концепцию будут в три этапа: 2022-24; 2025-27; 2028-30 гг. В трехмесячный срок (до 24 сентября) Минпросвещения и Минобрнауки вместе с коллегами должны представить в Правительство план мероприятий по реализации Концепции.
Главным драйвером и think tank это весьма радикальной реформы педагогического образования является Российская академия образования во главе с Ольгой Васильевой. Основная интрига будет заключаться в практической реализации Концепции. Подведы Минпросвещения однозначно будут в первых рядах по внедрению нововведений. А вот менее специализированные вузы (Минобрнауки) будут весьма озадачены таким контролем извне за содержанием образовательного процесса.
Будет проводиться все большая концентрация подготовки педагогических кадров именно в управлении Минпросвещения и под научно-методическим руководством РАО.