Качество образования // Колонка

«Ничего лучше Болонской системы человечество в образовательной сфере на сегодняшний день не придумало»


«Ничего лучше Болонской системы человечество в образовательной сфере на сегодняшний день не придумало»
Фото: regnum.ru

– В интервью министра высшего образования и науки Валерия Фалькова, которое он дал «Коммерсанту», смягчены ранее появившиеся резкие заявления о том, что мы начинаем разрабатывать альтернативную систему, которая будет абсолютно оригинальной, и что мы меняем всё на полный специалитет. Как и следовало ожидать, в реальности всё чуть-чуть спускают на тормозах. Да, мы вроде бы выходим из Болонской системы, но, по словам Валерия Фалькова, «плавная и последовательная перестройка» системы высшего образования «растянется на многие годы вперед». Я думаю, что министерство получило какой-то сигнал от вышестоящих инстанций и взяло под козырёк, но, как всегда, чиновники, которые не очень хотят выполнять приказ, выполняют его медленно, противоречиво и с бесконечным количеством оговорок. Это меня не то чтобы утешило, но чуть снизило градус переживаний.

Гораздо хуже, что в магистратуру можно будет поступать только в рамках специализации, полученной на уровне бакалавриата. Вот это уже чревато катастрофой, потому что, собственно, смысл магистратуры в том, чтобы расширить траекторию своего жизненного, научного и технологического пути. Мы с коллегами по магистратуре «Трансмедийное производство в цифровых индустриях» (НИУ ВШЭ) весьма ценим, например, выпускников Бауманки, приходящих с инженерным или программистским профилем, и у них, как правило, все получается своеобразно, ярко.

Повторюсь, по поводу ограничений для магистратуры испытываю большую тревогу.

Но бесполезно оплакивать отдельно взятую Болонскую систему, отказ от которой является всего лишь частью контрреформ в целом.

Вопрос: а что можно? Можно спускать на тормозах, чем, мне кажется, Министерство науки и высшего образования и намерено заняться.

Может быть, я излишне оптимистичен, но совершенно точно, что ничего лучше Болонской системы человечество в образовательной сфере на сегодняшний день не придумало. Оно пока не способно справиться со школьной системой, где до сих пор используется модель, придуманная Яном Амосом Коменским для того, чтобы учащиеся приобрели базовые знания и в каком-то смысле просто азы грамоты – счет, письмо и чтение. Человечество уже столетия как этому научилось, а школьная модель продолжает подчиняться принципу несомненно великого Яна Амоса Коменского. А модель университетская нашла долгосрочный ответ на вызовы времени.

Я думаю, что те, кто приказывал Минобрнауки отказаться от Болонской системы, добивались не расширения специалитета, а именно невозможности обмена студентами, как бы не по политическим, а по «техническим» причинам (не совпадают графики, кредиты и тому подобное). Так же, как председатель горсовета Крыма заявил, что не надо в школе изучать английский язык, потому что, не дай Бог, школьники, изучив английский, захотят поехать в Англию, потому что интересно же. Иными словами, цель была – разорвать связи с внешним миром, опасаясь якобы «утечки мозгов».

Но знания, идеи, открытия – они как ртуть. Они текут туда, где им удобнее. Хотите, чтобы их носители и создатели «не утекали», создавайте все необходимые условия – не только материальные, но и политические, идеологические, чтобы образованному сословию было хорошо здесь и сейчас.

К чему может привести изоляционизм в сфере высшего образования? К тому, что начнёт создаваться мифическая национальная наука. Наука не бывает национальной. Наука универсальна. Наука интернациональна, либо её нет. Не хотите доморощенной лысенковщины – не пытайтесь замкнуть науку в национальных границах, иначе вы лишите ее как раз национальных преимуществ. Она просто становится третьестепенной. Так что об опасности «утечки мозгов» говорят не патриоты, а антипатриоты, с чем мы их и поздравляем.

Еще один аргумент оппонентов Болонской системы заключается в том, что, по их мнению, продолжительность обучения в бакалавриате короче на год, чем в специалитете, и это снижает качество образования. (Хотя в реальности схем много: не только 4+2, но и 2+2+2, и даже 5+1, никто нам не мешал использовать бакалаврскую пятилетку и годовую магистратуру.)

В некоторых фундаментальных дисциплинах действительно нужно учиться дольше. Высшая математика, мне кажется, предполагает, что специалитет как минимум не отрицается, а схема 5+1 вполне рабочая. А большинство дисциплин, связанных с быстротекущей жизнью, наоборот, рассчитаны на быстрое вхождение в специальность. Вообще же бакалавриат и магистратура нацеливают на пожизненное образование, на то, что человек никогда не остановится в своём развитии, никогда не прекратит свое самообразование, своё повышение квалификации, смену образовательных траекторий и смену профессионального пути.

Все страны, вошедшие в Болонскую систему, проходили свой путь. Никто не получал ее в идеальном, полном пакете. Чтобы электрический ток потёк по проводам, надо как минимум в розетку включиться. Надо сначала изготовить разъём подходящий. Это поэтапное движение. На первом этапе предполагалось, что постепенно, шаг за шагом мы в эту систему войдём.

Разумеется, без академических свобод, без автономии университетов Болонская модель неполноценна, не полномасштабна. Но одно дело, когда мы недостаточно вросли в Болонскую модель, а другое дело, когда мы из неё, сверкая пятками, пытаемся бежать. И вообще я хочу сказать, что есть страны, где академические свободы записаны в конституции. Это, например, Армения. И я считаю, что это идеальное юридическое решение проблемы. Но главное, чтобы благие законы работали, а не становились спящей нормой. И отказ от Болонской системы, среди прочего, плох неизбежным замораживанием академических свобод, даже в том усеченном виде, в каком они пребывали последние годы.

Читайте также: Никаких революций – только «тонкая настройка» системы образования

«Главная сложность выхода из Болонского процесса заключается в том, что сам факт участия в нем России представляется весьма спорным»

«Сегодня и студенты, и работодатели, и рынок труда заинтересованы в интенсивных, быстрых, коротких программах»



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube