Качество образования // Тема дня

Никаких революций – только «тонкая настройка» системы образования


Никаких революций – только «тонкая настройка» системы образования
Иллюстрация: joetechreviews.com

В эпицентре дискуссий


Болонский процесс назван в честь Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию.

Россия присоединилась к декларации в сентябре 2003 года, а в 2011 году законодательно перешла на двухуровневую систему образования.

По данным Минобрнауки, доля специалитета с 2016 по 2021 год в России сократилась с 27% до 13%, а количество студентов, обучающихся по традиционным пятилетним программам – с 316 до 108 тысяч человек.

На сегодняшний день Болонский процесс включает в себя 48 стран-участниц, и он открыт для присоединения других стран.

Декларация содержит шесть ключевых положений, в числе которых – признание дипломов о высшем образовании и отдельных образовательных модулей; три уровня высшего образования (4 года бакалавриата, 2 года магистратуры и PhD); единая система учета объема образовательных программ и так называемые введенные ими зачетные единицы; компетентностный подход к оценке результатов освоения образовательных программ (это три принципа: знания, умения, навыки); развитие академической мобильности и ответственность университета за обеспечение качества образовательных программ.

11 апреля Болонская группа объявила о решении прекратить представительство России во всех структурах Болонского процесса.

Развернулись горячие дискуссии на эту тему с призывами отказаться от бакалавриата и магистратуры и пойти своим особым путем.

Позиция министра высшего образования и науки Валерия Фалькова поначалу тоже выглядела категоричной, поскольку он говорил о Болонском процессе как о «прожитом этапе», настаивал на введении «уникальной» системы высшего образования и об отказе от двухуровневой системы в пользу «нашего исторического специалитета», но несколько позже, в интервью газете «Коммерсант», он заявил о «плавной и последовательной перестройке» системы высшего образования, которая «растянется на многие годы вперед».

Расширенное заседание Российского союза ректоров, состоявшееся 2 июня в МГУ им. М.В. Ломоносова, продемонстрировало взвешенную позицию большинства руководителей российских вузов, настроенных на «тонкую настройку» системы высшего образования в соответствии с потребностями экономики страны и с учетом интересов студентов.

Возможны варианты

Болонская декларация не является юридическим документом, обязательным для выполнения подписавшими ее странами-участницами.

Как рассказал в своем выступлении ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Российского союза ректоров Виктор Садовничий, «страны продолжают развивать собственные системы образования, повышая инновационную конкурентоспособность своих университетов». Например, дающие политехническое образование инженерные школы Франции, а их более 200, и сегодня реализуют пятилетние программы, выдавая дипломы инженера, которые соответствуют уровню магистра.

Американские университеты сохраняют возможность скомбинировать квалификацию за счет предоставления студентам выбора направления major (базовый курс, скажем, по математике) и нескольких minor (курсов по выбору).

В Китае сохраняется возможность выбора обучения по программам пятилетнего специалитета или двухуровневой системы «бакалавр + магистр». После обеих траекторий возможно продолжение обучения в аспирантуре. В Индии традиционная англосаксонская трехуровневая система обучения как бы усложняется наличием широкого спектра специальных, специализированных степеней, например в областях фармации, менеджмента и так далее.

В самом МГУ тоже не перешли на двухуровневую систему в полном понимании, и, во-первых, сохранили подготовку по программам специалитета по 12 фундаментальным специальностям – таким как математика, физика, химия, биология, психология, медицина и так далее; во-вторых, ввели двухуровневое обучение по схеме интегрированной магистратуры, которая дает возможность выпускникам бакалавриата продолжить обучение по тому же направлению, но в более специализированном и углубленном формате.

По словам Виктора Садовничего, такую траекторию выбирают более 90% выпускников бакалавриата в МГУ.

В числе преимуществ Болонской системы он отметил то, что она позволила нашим университетам быстро нарастить количество иностранных студентов (в настоящее время их численность достигла 400 тысяч. – Ред.) и как бы расширить возможность сетевого взаимодействия между университетами.

Кроме того, к Болонской системе адаптировался и российский рынок труда: уже многие профессиональные сообщества включили в квалификационные требования своих профессиональных стандартов наличие двухуровневого образования и внесли соответствующие поправки в штатные расписания.

В то же время он подчеркнул, что в системе медицинских вузов преобладает специалитет, и только подготовка медсестер ведется в формате 4-летнего бакалавриата.

Правда, долгое время велись споры о месте таких специалистов на рынке труда, и пришли к выводу, что наиболее оптимальным станет их трудоустройство на должность школьного врача.

«Коллеги, восстанавливайте связи!»

«Любая трансформация образования не должна быть шараханьем из стороны в сторону. Мы должны очень бережно сохранить лучшие практики и очевидные достижения, наработанные в Болонском процессе за эти годы», – убежден президент Ассоциации технических университетов, президент Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана (национального исследовательского университета) Анатолий Александров.

С одной стороны, он считает важным расширение возможностей подготовки через специалитет, особенно по самым сложным инженерным профессиям, таким как инженер-разработчик, который должен создавать новые технологии.

С другой стороны, нельзя забывать и о гибкой системе обучения в формате «2+2+2», когда через 2 года студентам дается возможность поменять направление подготовки. Здесь должна быть возможность выбора разных треков: бакалавриат с магистратурой, бакалавриат без магистратуры, специалитет.

Один из плюсов Болонской системы, по мнению Александрова, заключается в том, что она «понятна для талантов других стран».

Он отметил, что «мы должны быть включены в глобальную систему знаний, потому что выпадать из нее совершенно недопустимо», и напомнил, что «после начала специальной военной операции сотни студентов перевелись в российские университеты из Европы», что удалось сделать именно благодаря сопоставимости программ в рамках Болонской системы.

Президент Российской академии наук Александр Сергеев осудил недальновидных политиков, настаивающих на прекращении международного сотрудничества.

«Военная спецоперация закончится миром. Тогда встанет вопрос, как восстанавливать связи, и прежде всего с дружественными странами. Важно мудро себя вести. На нас с вами – науку и образование – после этого будет надежда. Коллеги, восстанавливайте связи!» призвал он.

Лучше меньше, да лучше

Горячо выступил за сохранение двухуровневого обучения и ректор Санкт-Петербургского государственного университета Николай Кропачев.

Он отметил, что в истории советского образования практиковался и четырехгодичный специалитет.

«В великолепных институтах готовили прекрасных юристов за четыре года, которые вырастали в генеральных прокуроров, в председателей высших и арбитражных судов, которые и сейчас работают в нашей стране, продолжают занимать самые высокие должности», – рассказал он в своем выступлении, отметив, что эти специалисты успешно конкурировали с выпускниками пятилетних специалитетов.

Кроме того, он напомнил, что расширение специалитета приведет к увеличению бюджетных расходов на образование.

А продолжительность обучения – вовсе не гарантия повышения его качества.

В то же время, по его мнению, окончательное решение должно быть не только и не столько за ректорами, сколько за бизнесом и государственными структурами, и здесь важно правильно выстроить систему допуска к профессии.

Это может быть профессиональный экзамен или экспертные заключения Ассоциаций юристов, стоматологов, журналистов, которые должны не только принимать решение о «входе в профессию», но и осуществлять контроль за деятельностью своих коллег, отзывая право работать по специальности, если человек не подтверждает свою квалификацию.

Ректор Уральского федерального университета им. первого президента РФ Б.Н. Ельцина Виктор Кокшаров выступил против революций в образовании.

«Давайте все-таки тонкой настройкой системы заниматься, что и нужно будет сделать, в том числе введя некие поправки в закон “Об образовании”», – заявил он.

Не просто специалисты, а российские интеллигенты

Итоги обсуждения подвел министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Прежде всего он подчеркнул, что до недавних пор наша экономика была встроена в глобальный мир и была основана на импорте сложных технических систем, и в этой логике ей требовались специалисты определенного типа: «отверточная сборка, складывание из чужих кубиков», что, по его словам, «предполагало минимальный запрос на инженера-творца».

Однако в ближайшее время возрастет потребность в таких специалистах, и срок их подготовки увеличится. И не только за счет чисто технологической составляющей, но и гуманитарной.

По убеждению министра, это позволит не только сформировать «мягкие навыки» благодаря изучению истории, литературоведения, искусства, философии, иностранных языков, но и построить профессиональную карьеру, а также «развить личность российского интеллигента».

Такое заявление обнадеживает: о том, что выпускник вуза должен быть конкурентоспособным, мы слышим на протяжении многих лет, а вот о том, что он должен быть широко образованным человеком, интеллигентом – впервые.

О гибких подходах и работе над ошибками

Преимущественно пятилетним должно быть и педагогическое образование, в котором последний год обучения следует посвятить практике.

«В результате попытки ряда вузов втиснуть в четыре года содержание прежних пятилетних программ иногда приводили к снижению качества образования и системных знаний у студентов. И в итоге по ряду направлений часть вузов, если посмотреть, вернули специалитет, только в другой форме», – отметил министр.

Например, в некоторых педвузах практикуется пятилетний бакалавриат. Причина введения такой формы – законодательные ограничения: специалитет сейчас приравнен ко второму уровню образования — магистратуре. Это привело к тому, что выпускник традиционной программы обучения, после 2011 года окончивший вуз, не может поступить на бесплатное место в магистратуру. Эту ошибку, по убеждению министра, необходимо исправить и проявить гибкость не только в решении законодательных вопросов, но и творчески подходить к различным образовательным моделям.

«Классическая модель, которая имманентно зашита в законодательство – это “4+2”. Но сегодня большинство индустриальных партнеров, от ИТ-компаний до нефтехимических гигантов, говорят: “Нам не надо готовить специалиста в магистратуре два года. Дайте нам возможность и нормативный срок обучения в 1 год”. И если мы с вами сложим 5+1, это будет та же история, но более адаптированная под текущие вызовы», – заявил Валерий Фальков.

При этом он отметил, что необходимо переосмыслить подготовку в магистратуре и по решению вуза либо перепрофилировать ее на прикладную, индустриальную, либо на исследовательскую, объединив ее программу с аспирантурой.

Таким образом, наряду с сохранением двухуровневой системы по ряду областей специалитет может быть обозначен в качестве приоритетного, но не единственного, как подчеркнул министр.

«И в данном случае не произойдет никакого отката назад, а произойдет лишь только синергия накопленных за долгие годы лучших практик. В конечном итоге выиграют и абитуриенты, и университеты, и промышленность. В широком смысле – выиграет наша страна», – таков главный вывод Валерия Фалькова.

Мы спросили наших экспертов, разделяют ли они эту позицию, в чем видят риски предстоящих нововведений и на чем основаны их надежды.



Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube