Персона // Колонка

Мультики, не дающие взрослым порвать с детством: к юбилею Вячеслава Котёночкина


Мультики, не дающие взрослым порвать с детством: к юбилею Вячеслава Котёночкина
Фото: Яндекс.Дзен

20 июня 1927 года родился «советский Дисней», художник-мультипликатор, постановщик всеми любимых мультфильмов «Ну, погоди!», «Котёнок с улицы Лизюкова», «Попался, который кусался!» и многих других, народный артист РСФСР Вячеслав Котёночкин. Сегодня ему исполнилось бы 95 лет. Наш колумнист, профессор Владимир Кудрявцев вспоминает его в своей колонке и объясняет разницу между героями «Тома и Джерри» и «Ну, погоди!»

В студенчестве мои родители дружили с Вячеславом Михайловичем Котеночкиным, в котором – если не считать отменного чувства юмора и великолепных художественно-изобразительных способностей, – тогда еще трудно было распознать создателя мультсериала «Ну, погоди!». Он учился на курсах мультипликаторов в родной Москве. Московские дома в те годы были местом прописки полчищ больших черных тараканов, которых позднее выжили оттуда более привычные нам прусаки. Будущий классик мультипликации решительно не желал делить жилплощадь с этими мирскими и мерзкими захребетниками и избрал довольно оригинальный способ борьбы с ними.

Он разбрасывал по кухне арбузные корки, ставил чайник, выключал свет и затаивался где-нибудь в углу. В согласии с его тактическим замыслом, корки должны были выманивать тараканов из укрытий на верную погибель в струях кипятка. Котеночкин, бывало, высиживал на кухне часами, время от времени включая для проверки свет, но закаленные эволюцией насекомые, видимо, предчувствуя кару царя природы, не шли. И лишь иногда в качестве награды за часы, проведенные в ночных засадах, к коркам по одиночке выползали какие-нибудь членистоногие пассионарии. И тогда чайник, который приходилось подогревать по нескольку раз, наконец превращался в орудие возмездия…

Много лет спустя мама шутила: «В этом “Ну, погоди!” – вся тогдашняя досада Славы». Пусть и с гипотетическими обрывками памяти о просмотрах «Тома и Джерри». Что с того? «Нулевую» серию – сюжет в «Веселой карусели» – вообще не Котеночкин снимал. А вся многосерийная досада и слава Славы – это он сам, Камов, Курляндский и Хайт. Придумка, говорят, Феликса Камова. Плюс художник-постановщик Светозар Русаков. Он же делал раньше «Шайбу! Шайбу!» – сохранность почерка очевидна...

Возвращаясь к аналогии с Томом и Джерри: они с головой вовлечены в «экшн», они – его элементы. Это не хорошо и не плохо – просто закон жанра. Канонически талантливо выдержанный создателями «Тома и Джерри», а в чем-то ими и положенный. У Котеночкина тоже богатый и взрывной «эшкн», но характеры Зайца и особенно Волка прорисованы куда четче (русская тяга к психологизму невытравима даже из мультиков). А краткая энциклопедия советской жизни в незабываемых картинках вокруг них! Такая психосоциология «Ну, погоди!»...

А главное: досада режиссера и... радость миллионам маленьких и больших зрителей.

Мультики Котеночкина до сих пор не дают взрослым порвать со своим детством и сближают их с собственными детьми. Лента с мультиком не позволяет порваться связи времен.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube