Исследования Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС показали, что доля выпускников 9-х классов, покидающих школы после сдачи основного государственного экзамена (ОГЭ), составляет от 40 до 55% в зависимости от субъекта Российской Федерации, что актуализирует задачу повышения качества среднего профессионального образования.
Большая часть ушедших из школы поступают в образовательные организации среднего профессионального образования (СПО), но определенная часть выпускников 9-х классов не продолжает обучение в образовательных организациях своего региона.
Некоторые уезжают в другие субъекты федерации (очень часто в Москву) для поступления в профессиональные образовательные организации. Многие не продолжают учебу, а, как правило, начинают работать, в том числе в неформальном секторе экономики, при этом есть и те, кто перестает учиться, но и не начинает работать.
Эксперты говорят, что значимым фактором такого тренда стала впервые появившаяся возможность завершения обучения без сдачи ОГЭ и ЕГЭ, однако главные причины – экономические.
Отчетливо фиксируется тенденция: значительный сегмент выпускников школ быстрее стремится выйти на рынок труда, так как имеющиеся у его семьи материальные условия не позволяют получать высшее образование, даже на бюджетной основе.
Такие выпускники быстрее стремиться обрести работу и укрепить свое экономическое положение.
Материальные и прочие расходы на получение высшего образование намного выше чем среднего специального и это является значимым стоп-фактором в случае отказе от высшего образования для значительного сегмента выпускников среднеспециальных школ, как правило, из сегмента с невысокими и низкими доходами.
В дополнение к этому, говорят эксперты, высшее образование в глазах потенциальных работодателей далеко не всегда является конкурентным преимуществом: в России доля людей на рынке труда с высшим образованием очень высока и не всегда это рассматривается как конкурентное преимущество. В то же время, в стране более 3,5 тыс. СПО, но примерно 400 из них выпускают специалистов, востребованных на рынке труда.
Многие СПО являются институтами социальной передержки, качество образования в которых не позволяет формировать высококвалифицированных специалистов.
Эксперты прогнозируют, что в последующие годы доля не ориентированных на получение работы сразу после получения среднего или среднеспециального образования будет расти.
Существующие учреждения среднего профессионального образования нуждаются в качественном аудите на уровне федеральных и региональных властей с целью дальнейшего повышения качества их работы в соответствии с запросами на рынке труда и экономики страны.