Раньше я предлагал директорам показать мне вакансии, рекламу и социальные сети школы, и определял по их текстам реальное положение дел со школьным управлением, однако в прошлом году я стал смотреть ещё и на то, как устроена в школе проектная деятельность, по состоянию которой можно узнать о школе намного больше.
Вот некоторые «клинические» наблюдения, которые я сделал, но на объективность которых не претендую:
1. Самая частая ситуация – когда ученики относятся к проектам формально, берут ничего не значащие для них темы, не вовлекаются в проектирование по-настоящему и «плавают» в теме при защите проекта.
2. Если не проектируют ученики, значит, не проектируют учителя, а если не проектируют замы, значит, не проектирует директор.
Если директор проектирует, а замы и учителя нет, значит, директор либо управляет авторитарно, либо делегирует некорректно, либо проектирует вне школы, так как в школе не обладает реальной управленческой властью.
Если директор не проектирует, но в школе складывается кружок проектировщиков, то это угрожает управленческой власти директора, и он либо подавляет проектную деятельность, либо, все таки, включается в проектирование.
3. Если школа проектирует, а родители нет, у школы есть возможность включить родителей в проектирование, но если родители проектируют, а школа нет, возможно, родителям стоит перевести ребенка в другую школу.
Если родители и школа проектируют, то уместно согласовывать темы и направления проектов, так как если, например, школа вовлекает детей в проекты о том, как заработать денег, а в семье культивируются, например, темы личностного роста или благотворительности, то могут возникнуть противоречия во взглядах.
4. Школы, открытые корпоративными инвесторами, более предрасположены к проектированию, чем другие школы. Семейные и близкие к ним альтернативные школы лучше совпадают с детьми и родителями в темах и направлениях проектирования.
5. В большинстве школ преобладает процессное управление, которому идеологически чуждо программно-проектное управление, предусмотренное профстандартом директора школы, что приводит к сложностям при запуске школьной проектной деятельности.