Предпринимательское мышление – это новый тренд
Мыслить как предприниматель – навык, который необходим не только бизнесменам, стартаперам и работникам креативной индустрии. Последние несколько лет рынок труда все чаще выдвигает это требование каждому, кто хочет преуспеть как профессионал.
В конце 2020 года компания HeadHunter провела опрос о том, какие умения соискателей работодатели ценят больше всего. В первую пятерку попали:
- Взаимодействие с людьми;
- Гибкость ума;
- Клиентоориентированность;
- Умение вести переговоры;
- Эмоциональный интеллект.
Эти soft skills как раз совпадают с навыками, которым наиболее часто обучают именно предпринимателей. И совпадение не случайно.
На смену VUCA-миру – непостоянному, неопределенному, сложному и неоднозначному – в 2020 году пришла концепция BANI. Это реальность, в которой нестабильность превращается в хаотичность, а результаты даже малых действий невозможно предугадать. Резко и непредсказуемо меняется социальная, политическая, экономическая ситуация. В этих условиях предпринимательские качества – гибкость, эмпатичность, решительность, умение анализировать и рисковать – позволяют людям быть более устойчивыми. И оттого обретают большую ценность.
Одновременно само предпринимательство набирает большую поддержку и популярность. За 2021 год количество предпринимателей в Москве выросло на 6,9 процента. Столица и регионы активно поддерживают малый и средний бизнес, а возраст стартаперов стремительно омолаживается.
Однако с повышением спроса обнаруживается и дефицит компетенций. Результаты исследования HeadHunter показали, что востребованные навыки, о которых писали выше, у среднего соискателя встречаются редко. Это касается, например, гибкости ума, эмоционального интеллекта, умения вести переговоры.
Возникает соответствующий запрос на обучение, который сформулирован и на государственном уровне. В поручении Президента РФ от 2020 года (Пр-647, п. 3б) указано: «представить предложения по внедрению в образовательный процесс дополнительных общеобразовательных программ предпринимательской направленности для детей». Это значит, что перед образовательными учреждениями возникает новая задача – учить детей бизнес-мышлению.
Почему в школе стоит внедрять бизнес-курсы
Обучение предпринимательству – не чужеродный для школы элемент. Такой курс, считает Елена Архипова, директор Экономического лицея РЭУ им. Г. В. Плеханова, естественным образом закрывает целый комплекс нормативных образовательных задач:
1. Профориентация
По данным Минтруда, больше трети выпускников российских вузов работают не по специальности. Это результат неэффективной профориентации, которая начинается еще в школе. У детей мало возможностей на практике попробовать себя в разных ролях, занятиях, найти свое дело. Занятия по предпринимательству в школе, которые предполагают личную инициативу и создание какого-то продукта – индивидуально или в команде – помогают точнее определиться со своими предпочтениями. Ученик не обязательно должен стать именно бизнесменом. Наоборот, он может понять, что ему больше по душе процессуальная работа.
2. Обучение функциональной грамотности
Этому уделяется особое внимание в новых Федеральных образовательных государственных стандартах. Занятия по предпринимательству как нельзя лучше учат использовать приобретенные знания для решения широкого диапазона жизненных задач: финансовых, математических, креативных.
Ольга Максимова, учитель обществознания, экономики, предпринимательства и финансовой грамотности в школе № 508, г. Москва:
«Программа действительно отвечает на большое количество современных запросов, потому что развивает именно прикладные навыки. Математические – чтобы просчитать доходность, риторические – чтобы защитить проект, письмо – чтобы составить „продающее“ описание для инвесторов. И самое главное – читательскую грамотность. Современные дети плохо умеют читать длинные тексты: клиповое мышление. А когда ребенок просчитывает риски, пишет бизнес-план, он учится сохранять концентрацию. Плюс узнает, как читать и анализировать разные тексты: юридические, экономические».
3. Подготовка к поступлению в вуз
У высших учебных заведений есть запрос на студентов, которые обладают навыками самоорганизации, умеют работать в команде, искать и анализировать информацию.
Аюрика Батуева, начальник управления «Приемная комиссия» РЭУ им. Г. В. Плеханова, к. э. н., доцент кафедры статистики:
«Коммуникация, групповая работа, инициативность – надпрофессиональные навыки, которые нужны в любой специальности. Дети, у которых развиты soft skills, легко находят общий язык с преподавателями и другими студентами, быстро организуются в команды, чтобы решить учебные задачи. Когда в группе есть такие ребята, она вся становится активнее. И преподавателю гораздо комфортнее работать со студентами, которые идут на контакт, от которых чувствуется отдача».
Кроме того, продвинутый курс по предпринимательству помогает школьникам достигать высоких результатов на олимпиадах, а значит получать дополнительные баллы к ЕГЭ и льготы при поступлении.
4. Проектная деятельность
Индивидуальный проект становится бизнес-продуктом, который ученик делает не для галочки, а ради возможности защитить его перед инвесторами и даже получить финансирование. Это сильнее мотивирует и позволяет все полученные знания протестировать на практике.
5. Воспитание
Новые ФГОС третьего поколения вводят в образовательную программу обязательное патриотическое и трудовое воспитание. Курс по истории российского предпринимательства, в который уместно встраивается и краеведческий компонент, отвечает этим требованиям.
Как организовать бизнес-обучение в школе
Если на рынке допобразования уже наблюдается бум предпринимательских курсов, в школах и вузах это пока редкость. Но есть образовательные учреждения, где обучение бизнес-мышлению стало системным и демонстрирует качественные результаты.
С 2018-2019 года один из первых предпринимательских классов открылся на базе социально-экономического профиля в Экономическом лицее РЭУ им. Г. В. Плеханова. Елена Архипова рассказывает, что за три года в лицее апробировали несколько моделей таких курсов. Сначала занятия проводились только в рамках дополнительного образования, но этого объема оказалось недостаточно, чтобы дети реализовали свои проекты. Поэтому в учебный план добавили новые дисциплины: «Основы предпринимательства» и «Финансовая грамотность». А после еще «Проектная деятельность: бизнес-проект».
Елена Архипова. Фото из личного архива
В результате утвердилась образовательная программа, в которую входят:
1. Углубленное изучение математики, экономики и права
Это основа, обязательная для социально-экономического профиля. К базовой подготовке при необходимости добавляются вариативные курсы.
2. Элективы предпринимательской направленности
Два курса – основы предпринимательства и финансовая грамотность. В последнем акцент сделан на тех нюансах, которые помогут школьнику воплотить в жизнь свой проект.
3. Внеурочная деятельность
Предполагает несколько мероприятий:
- «Предпринимательский клуб» – регулярные встречи с бизнесменами, которые отвечают на вопросы детей и выступают наставниками их проектов.
- Курс «История предпринимательства», где детям рассказывают о российских предпринимателях, которые создали бизнес с нуля и внесли вклад в развитие страны. Курс либо очный, либо онлайн.
- Экскурсии в музей предпринимательства или вузы-партнеры.
4. Бизнес-проект
Это итоговый продукт, который ребенок готовит, используя все знания из курса. Он защищает его перед потенциальными инвесторами и в случае успеха может получить финансирование.
5. Профориентационные мероприятия партнеров
Мастер-классы, экскурсии, ярмарки, которые в школе проводят представители компаний-партнеров или вузов. Бизнес-баттлы – решение кейсов реальных предпринимателей, которые позволяют лучше понять профессию и проявить себя.
В 2021 году эту образовательную программу успешно масштабировали на 44 школы в рамках проекта «Предпринимательский класс в московской школе». В 2022 году в нем принимает участие уже 141 образовательное учреждение.
Что предпринимательские классы дают детям
Программа, которую апробировали в Экономическом лицее РЭУ им. Г. В. Плеханова и других московских школах, за три года показала воодушевляющие результаты.
Дети выходят из школы с четкими представлениями о том, какие бывают бизнес-модели, как устроено рабочее взаимодействие, управление командой. Школьники наравне со студентами выступают на бизнес-конкурсах и даже опережают их. В результате кто-то из детей сразу выбирает для себя предпринимательский путь: запускает собственный проект или идет учиться на направление, связанное с бизнесом. Некоторые начинают зарабатывать уже в школе.
Арина Козлова, выпускница Экономического лицея РЭУ им. Г.В. Плеханова 2022 года:
«В декабре 2020 года мы с одноклассницей приняли участие в кейс-баттле FutureTech, который проводило Агентство инноваций Москвы. Это был конкурс на решение задач от реальных предпринимателей. Мы выбрали кейс от компании по производству португальских десертов. За три дня предстояло придумать, как привлечь больше клиентов через соцсеть компании. Мы разработали стратегию, защитили проект перед аудиторией и в результате заняли второе место. Это был вдохновляющий опыт! Мы впервые занимались продвижением, впервые выступали перед такой аудиторией и были единственными участниками-школьниками, остальные – магистры и бакалавры. Тогда мы поняли, что нам по силам создать крутой проект, который оценят по достоинству.
После защиты мы передали компании все материалы, и неожиданно нас пригласили реализовывать наш план! Нам дали доступ к соцсети и полную свободу действий. За три месяца мы воплотили все пункты нашей стратегии и развили заброшенную страничку с 896 подписчиками до живого аккаунта на 2135 человек.
Нас трудоустроили, мы участвовали в выставках, мероприятиях, занимались продвижением. В январе 2022 года мы с одноклассницей решили, что выполнили свои обязательства перед компанией, и теперь стоит больше сосредоточиться на учебе.
Сейчас я готовлюсь сдавать экзамены и поступать в вуз. Также хочу продолжить работать в сфере предпринимательства. Сначала как сотрудник изучить внутреннюю „кухню”, а потом попробовать открыть собственное дело».
Арина Козлова на кейс-баттле FutureTech.
Фото из личного архива
Не все дети из предпринимательского класса выбирают для себя бизнес-карьеру. По наблюдениям Елены Архиповой, таких школьников около 30%, остальным занятия помогают определиться со своими интересами и лучше адаптироваться во взрослом мире.
С этим согласны родители и ученики московской школы № 508, в которой тоже есть предпринимательский класс.
Арина Джавиш, ученица 10-го класса:
«Это направление охватывает все сферы деятельности человека и пригодится в любой профессии. С предпринимательскими навыками детям будет проще реализовать себя в дальнейшем и идти в ногу со временем. Ведь сейчас все больше людей уходят из офисных структур и пытаются заняться своим делом».
Юлия Серезевская, мама ученицы предпринимательского класса:
«Моя дочь научится отличать инвестиции от пирамиды, поймет, как анализировать доходы и расходы внутри семьи. Если успешно закончит вуз и освоит маркетинг и анализ рынка, сможет осуществить свою бизнес-мечту».
Как запустить обучение в своей школе
Сегодня возможность перенять опыт Экономического лицея и запустить бизнес-обучение в своей школе появилась не только у столичных образовательных учреждений. В апреле 2022 года стартовал федеральный проект «Предпринимательский класс», который позволяет запустить обучение школьников предпринимательству.
Эффективно внедрить проект в школы помогает компания «Атлас Коммуникации». Она обеспечивает методическую и организационную поддержку на всех этапах. В пакет участника федерального проекта входят:
- курсы повышения квалификации для педагогов;
- готовые программы и методические материалы профильных предметов и элективов;
- методическое сопровождение и коммуникация с российским бизнес-сообществом;
- полная дорожная карта проекта.
Сейчас в проекте участвуют школы Москвы, Екатеринбурга, Калининграда и Московской области. Педагоги этих образовательных организаций проходят курсы повышения квалификации и готовятся с 1 сентября 2022 года открыть классы социально-экономического профиля предпринимательской направленности.
Уже сегодня вы можете подать заявку на новый поток обучения. Прочитать подробную информацию и присоединиться к проекту можно на сайте.