«Учебные планы, пособия, дисциплины и программы воспитания в школах необходимо стандартизировать, для этого в закон об образовании нужно ввести понятие основной образовательной программы», – заявила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Это предложение прокомментировала директор центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.
«Нет, не оставляет нас стремление сделать так, как говорил один армейский старшина, красивший пожухлую траву в зеленый цвет, «чтобы было красиво и единообразно». Когда все станет одинаковым, и управлять проще, и обеспечивать дешевле. Наштамповал несколько миллионов одинаковых, из года в год не меняющихся учебников – и передавай их из рук в руки годами, как это было в пору моей юности – сплошная экономия. И ничего, что по учебнику английского языка можно научиться только рассказывать об образцовой семье Стоговых, а по учебнику литературы – только выносить приговоры писателям и их героям за то, что недопоняли или неправильно себя повели, вот и оказались «лишними людьми». Очень хочется простых решений.
Мы живем в Российской Федерации, а в большинстве стран с федеральным устройством существуют собственные стандарты и программы для разных их субъектов и территорий.
Иногда даже, как в Бельгии, существуют параллельные системы образования – для фламандского и для франкоговорящего сообщества, или как в Швейцарии – для всех четырех сообществ. Это никого не смущает и не мешает добиваться хороших результатов. Наши примерные программы тоже давали возможность создания разных версий учебных планов и программ для огромного разнообразия наших регионов – краев, областей и автономных республик. Если мы от них откажемся, как предлагает председатель думского комитета по просвещению Ольга Казакова, мы превратим систему образования в казарму, где отклонение от образца будет наказываться. Снова вернутся типовые школьные здания (стандарт так стандарт!), типовые уже не только учебники, но и, как предлагает Казакова, учебные пособия и даже единые программы воспитания – этого даже в советской школе не было».