Что происходит? // Статья

Травля русскоязычных детей. Что с этим делают в школах Европы и Америки

Публикуем текст с онлайн-ресурса "Правмир".

Травля русскоязычных детей. Что с этим делают в школах Европы и Америки
Фото: life.ru

Дочь Анны утром пошла в школу в Италии. Мальчики-одноклассники встретили ее, целясь из игрушечных пистолетиков. Как в Европе и США травят русскоговорящих школьников – и что делают учителя, чтобы это прекратить.

«Мальчишки целились в мою дочь из пистолетиков»

Анна, Италия:

– Мои дети учатся в частной католической школе: не потому что мы хотим воспитать их рьяными католиками, а потому что школа расположена рядом с домом и входит в число лучших в городе по уровню преподавания. В первые дни моя старшая дочь, учащаяся в предпоследнем классе начальной школы, вернулась с учебы с рассказом о том, что мальчишки-одноклассники встретили ее, целясь из пистолетиков и делая довольно агрессивные заявления в адрес России.

Признаюсь, я действовала на импульсе: детей успокоила и постаралась объяснить, что любая агрессия причиняет боль невинным людям. И детки тут совершенно ни при чем – ни мои, ни чужие. Сразу написала в наш мамский чат. Привожу здесь текст моего сообщения:

«Мамы, в качестве жеста солидарности и доброй воли в эти сложные времена, я была бы вам очень благодарна, если бы мы все смогли избежать разговоров о ситуации на территории Украины и прогнозов ее развития в присутствии детей.

Я сама плачу уже несколько дней из-за происходящего, но я не хочу, чтобы плакала моя дочь по причинам, которые ей – в силу возраста, – еще, слава Богу, непонятны».

Я, честно говоря, не ожидала получить обширную поддержку от мамского сообщества, тем более, что я крайне редко пишу в общем чате и еще реже участвую в совместных тусовках. Я была до слез растрогана поддержкой. Вот такое сообщение в ответ я уж точно не ожидала:

«Дорогая Анна, я хотела бы лично поблагодарить тебя за урок гражданской сознательности и воспитания, который ты нам преподала вчера, и сказать тебе, что мы тебя поддерживаем. Крепко обнимаю».

В классе моего младшего подобных эпизодов не было, но стоит заметить, что там кроме моего сына учатся еще два русско-итальянских ребенка.

Надеюсь, так и будет впредь.

«Мы получили колоссальную поддержку. Никакой травли»

Катя, США:

– Я не могу отвечать за всех американцев и всю страну, но ни я, ни моя семья ни с чем подобным не сталкивались. У нас трое детей, двое из которых ходят в школу. Весь наш круг: соседи, друзья, учителя, врачи, просто знакомые – за все время с начала событий никак нас не обидели, никакой травли не было даже близко. Скорее, наоборот. Американцы очень вежливые, терпеливые.

Многие из них тоже в свое время приехали из других стран, и для них очень важен момент уважения, поддержки и понимания сложности статуса мигранта.

Когда мы стали получать больше информации о происходящем, конечно, очень переживали – и за украинцев, и за знакомых и друзей из России. 14-летняя дочь видела наше волнение. Я решила не дожидаться неприятных разговоров вокруг детей и написала довольно честное и эмоциональное письмо учителям, директорам и социальным педагогам в школы своих старших дочери и сына. Я понимала, что у школьников, которые и так склонны к буллингу, теперь есть повод относительно моих детей. Я написала, что мы переживаем за всех своих русских друзей, сами себя определяем как русские, любим русскую культуру и знаем, как много людей столкнется с невероятным давлением. Это очень болезненно, мы чувствуем себя подавленными. Нам бы хотелось, чтобы за детьми чуть более внимательно присматривали учителя.

В Америке любая дискриминация пресекается на уровне закона, причем очень быстро. Я получила массу внимания, ответы от учителей и директора.

Даже с их личными историями. Директор, например, рассказала о том, что росла в Югославии и тоже пережила тяжелые события. Каждый в своем письме или звонке отмечал, что он верит в умение людей разделять политику и жизнь обычных людей.

Социальные педагоги решили, что раз в неделю они будут проводить встречи отдельно для русских детей, отдельно для украинских, а потом всем вместе – чтобы у школьников была возможность выплеснуть эмоции и проговорить свои чувства, страхи, поделиться разницей взглядов. Первая встреча проходила на прошлой неделе. Это все по желанию – если ты чувствуешь, что тебе нужна поддержка или совет.

Моя дочь ни разу не сталкивалась с обидами или агрессией, но слухи [о буллинге русскоговорящих] ходят. Мы не склонны верить им, но проводим дома искренние и честные беседы.

У меня очень много друзей, которые разбросаны по всему миру. Мне было важно, что они написали [мне] сами, почувствовали, что нужна поддержка. Никто из них также не сталкивался с травлей русских.

«Дети выражались нецензурно, но дочь никто не травил»

Анастасия, Германия:

– У меня две дочери, ходят в школу в первый и третий класс. Живем в небольшом городке с 13 тысячами населения.

У старшей дочки в классе учителя спросили: «Что вы знаете о происходящем?» Все дети начали довольно агрессивно высказываться и даже произносить нецензурные слова.

Моя дочь ответила: «Как вы можете знать? Вы даже не были в нашей стране».

Учительница стояла в центре класса, слушала, сама ничего не объясняла. У первого класса эта тема не поднималась вообще. В остальном все спокойно. Я хожу по городу, разговариваю на русском. У нас в магазинах стоят русские продукты. Пока нет изменений.

«Моей дочери пришлось повзрослеть за два дня. Мы столкнулись с буллингом»

Екатерина, Германия:

– Моей дочери десять лет, она учится в четвертом классе в немецкой школе. 24-го числа, когда все началось, особых разговоров не было. Но на следующий день дочка пришла домой с ошарашенными вопросительными глазами. Учительница выделила два урока теме событий на территории Украины, дети стали выкрикивать довольно грубые и агрессивные вещи в адрес России. Учитель дала им возможность выговориться, а затем провела разъяснительную беседу. Она говорила о том, что политические моменты не могут касаться детей.

«Вот Полина, она из России. Она не может отвечать за решения государственных деятелей, она такая же ученица, как все вы, и имеет право учиться с нами».

Дети успокоились, педагог довольно грамотно поговорила с ними. Но в этот же день моя дочь пошла на дополнительные уроки немецкого. Когда они заходили в класс, мальчик из Испании начал кричать, что Полина плохая и он не хочет с ней учиться.

Тогда учительница задала вопрос: «Почему Полина плохая? Зачем ты так говоришь?» «Потому что она русская», – ответил мальчик. Учитель, конечно, объяснила, что так говорить нельзя, но попросить прощения обидчика не заставила.

Все это ребенок принес домой. Дочь была очень расстроена, расплакалась. «Почему про мою Родину так говорят? – спрашивала она. – В чем я виновата, почему мне приходится это выслушивать? Что я им сделала?» Потом последовали вопросы: «Как себя вести? Как отвечать на это?»

Я объяснила, что мальчик просто плохо воспитан. Посоветовала дочери никак не реагировать, не применять агрессию, просто отойти в сторону или пожаловаться классному руководителю и требовать звонка родителям. Ребенок повзрослел буквально за два дня.

«Почему ты нам не сказала, мы бы тебя в обиду не дали»

Елена, Словакия:

– 24 февраля дочка ушла в школу как обычно, мы новостей еще не знали. Одноклассник из Украины встретил ее словами: «Ты получишь за каждый взрыв». В течение дня этот мальчик и два его друга цепляли, обзывали русской фашисткой, мусором. Делали это, пока в классе не было учителей.

Когда дочка вернулась из школы и все мне рассказала, я тут же через Edupage (это сайт, с помощью которого у нас организована вся связь со школой, можно написать любому учителю, родителю, смотреть оценки) написала такое письмо классному руководителю и всем родителям одноклассников:

«Уважаемая госпожа учительница, уважаемые родители. Сегодня дети в школе проявили агрессию по отношению к моей дочери из-за того, что она русская. Угрожали ей и оскорбляли ее, назвали мусором и фашисткой. Понимаю, что это из-за ситуации на территории Украины. Моя дочь не выбирала себе национальность. Мы живем в Словакии, платим налоги в Словакии и соблюдаем законы Словакии. Это делали три мальчика, но я обращаюсь ко всем вам. Прошу вас поговорить со своими детьми. Подобное поведение ненормально и неприемлемо. Хочу напомнить, что национализм в Словацкой республике противозаконен и строго наказывается. Надеюсь, подобное больше не повторится. Спасибо».

Я получила море поддержки со стороны родителей, а дочке начали писать ее одноклассники.

Трое – с извинениями, остальные с вопросом: «Почему ты нам не сказала, мы бы тебя в обиду не дали».

Классная тоже сразу ответила на письмо. Она сообщила о случившемся директору школы. На следующий день психолог и социальный педагог провели в нашем классе вместо первого урока открытый разговор с детьми. Сделали это в каждом классе, где есть русские и украинские дети. В тот же день открыли горячую линию для школьников, которые сталкиваются с агрессией. Любой ребенок может позвонить или написать электронное письмо и попросить помощи.

В нашей школе в принципе любой буллинг давят на корню. Не каждый ребенок может пожаловаться и привлечь взрослых. Поэтому в школе работают модераторы – это старшеклассники, которые прошли специальные курсы у психолога и соцпедагогов. Их задача – сообщать учителям, если они замечают травлю по любому поводу.

В целом мы в Словакии с проявлением ненависти к русским сталкиваемся только в соцсетях. У нас здесь много знакомых украинцев, многие не могут связаться с родными, у кого-то погибли близкие, но они нас в этом не винят.


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube