Учителя // Статья

«Пятерка» на уроке… в Инстаграме


«Пятерка» на уроке… в Инстаграме

Чего только ни придумывают творческие педагоги московских школ, чтобы знания лучше оседали в головах учеников: проводят занятия в музеях, выходят из стен школы на природу, где, как известно, материал усваивается быстрее. Я уж не говорю о тысячах разнообразных методик, применяемых ими в классных комнатах на уроках! И все делается с одной целью – сделать учебную программу доступнее, понятнее, ближе для детей.

В школе № 904 учитель математики София Пыж работает с нынешнего года. Несмотря на небольшой педагогический стаж, у нее есть принципы и установки, помогающие сегодня вести за собой разноликую аудиторию подопечных ей 5-х и 9-х классов. Характер у молодой учительницы, несомненно, есть. Например, педагогу не приходится «подрисовывать» оценки. Ученики знают, что все их ходы и выходы известны, потому что, заходя на урок, сами кладут телефоны на край учительского стола.

Впрочем, обо всем по порядку.

Когда София впервые вошла в класс, где на нее уставились 30 пар ребячьих глаз, первая мысль была такой: «Ну, Соня, вспоминай все, чему ты за всю жизнь научилась».

В разговорах с учениками я стараюсь избегать таких клише, как «Математика – это смысл вашей жизни», или «Без математики вам не прожить». Поначалу дети надо мной подшучивали: мол, вы, учителя, все так говорите, а если не говорите, то держите в уме. Однако потом они увидели, что навязывать я им действительно ничего не собираюсь.

Такой подход дает возможность лучшего усвоения материала, а элементы игры и юмора позволяют более свободно и радостно заниматься математикой на уроке. Дома же остается только повторить.

Игры в сыщиков

Однажды, обдумывая, как лучше преподнести пятиклассникам задачи, София решила придумать игрового персонажа – сыщика из Скотланд-Ярда. Педагог была уверена: ребята точно захотят помочь ему в нелегкой работе, решив пару-тройку головоломок. Рассказав детям про друга, который живет в Англии и работает над раскрытием криминальных дел, София увидела, что ребят история увлекла.

«Я даже напечатала “маршрутные листы”, карточки сыскного агентства, – рассказывает изобретательная педагог. – Сказала, что мы работаем под прикрытием, и каждому из нас понадобится никнейм. Кто-то стал “Сосиской”, кто-то взял имя известного персонажа комикса. Оставалось завуалировать математику. Знакомлю детей с заданиями из “маршрутного листа”.

В одном задании было зашифровано уравнение с одной неизвестной: в ящике письменного стола у сыщика хранится столько-то дел, часть из которых он раскрыл, а другая часть осталась нераскрытой. Сколько важных дел осталось сделать сыщику?

Потихоньку ребята приспосабливались к решению задачек, думая о том, как помочь хорошему человеку, расследующему серьезные дела в Скотланд-Ярде. Я сразу предупредила, что по окончании работы наш далекий друг пришлет всему классу видео с благодарностью. И дети ждали. Пришлось просить мужа моей сестры, чтобы он записал небольшое видео для ребят на чистом британском английском. Теперь дети спрашивают, а кому следующему мы будем помогать, есть ли у меня еще друзья, которые нуждаются в их помощи?».

Тот же самый метод хорошо сработал, когда проходили тему равнобедренного треугольника. «Так, бросаем все и поехали в Дубай! – рассказывает София о том, как она знакомила детей с темой, которая поначалу не вызвала у них восторга. – И дальше продолжаю, предлагая рассмотреть картинку номера отеля с кроватью в форме равнобедренного треугольника. “Какой формы эта кровать?” – спрашиваю и слышу в ответ: “Треугольной”».

Педагог видит свою задачу в том, чтобы показать, что математика – вовсе не скучная, занудная и сложная наука, главное – её понять.

Постепенно дети понимают, что учитель на их стороне, поддерживает их, а не критикует и требует. Дети начинают доверять и даже вдохновляться.

Спасатель Инстаграм

– Когда заходишь в класс к девятиклассникам, понимаешь, что они тебя оценивают: можно у нее на уроке списать или нет? – продолжает рассказ София. – Подростки прекрасно знают подход многих учителей: «знаешь – молодец, не знаешь – садись, “два”». Это такой живучий стереотип педагогического поведения! Я знала, что, как только вошла в класс, меня сразу возненавидели: «Ну вот, пришла училка и сейчас будет заставлять что-то делать. Какая скука!» А экзамены-то сдавать надо.

«На втором уроке они поняли, что я, так сказать, рушу стереотип, раздавая им специально подготовленные шпаргалки. Я записывала видео с подробным разбором каждой темы и размещала в Инстаграме. При создании роликов упор делался на донесение азов каждой новой темы.

Во время самого урока делю класс на две группы: “быстрого реагирования” и “менее быстрого”. Кому-то даю индивидуальные задания. Пока класс выполняет, каждый – свое задание, я продолжаю попутно объяснение темы. Создается благоприятная обстановка для усвоения материала, где все заняты решением вполне посильных для каждого задач, и вместе с тем никто никого не оценивает».

Ко всем тридцати ученикам в классе непросто найти подход, ведь у каждого – свой, индивидуальный способ и порог восприятия. Но все же, если применять эффективную методику донесения одной темы «под разными углами», результат не заставит себя ждать. Это и стало тем ключом, при помощи которого открылись двери понимания.

«Постепенно количество учеников, не усвоивших материал, сокращается, – говорит София Эдуардовна. – Конечно, в итоге все равно останется несколько человек, которые не хотят понимать. И тогда я предлагаю тем, кто уже понял, пересесть к ним и попробовать объяснить, что они поняли. Причем сажаю вместе тех, кто мало общается друг с другом вне класса. И часть урока дети проводят так, что сидят и тихонечко друг другу объясняют. В конце урока вызываю тех, кто желает рассказать усвоенную тему. А те, кто еще сомневается, сидят и слушают. В итоге получается, что материал прорабатывают абсолютно все».

Часто от старшеклассников учителям приходится слышать, что, мол, мне ваш предмет все равно не потребуется, ведь я буду блогером. София Пыж предложила 9-му классу разобрать на уроке математики, сколько времени тратит блогер на создание контента, как оплачивается его работа и другие подобные задачи.

«Еще когда я училась в университете, моим хобби стало перекладывать математические правила в стихотворную форму и на музыку популярных песен, – рассказывает София. – На самом деле приглашение прийти на собеседование в школу № 904 я получила в Инстаграме. Кто-то увидел мое “песнетворчество” и рассказал директору. Так решилась моя судьба.

Недавно я поймала себя на мысли, что с детьми, которые усваивают материал не так быстро и хорошо, открываешь себя заново. Ведь надо привести примеры из жизни, придумать задачки на основе житейских ситуаций, используя привычные предметы – айфоны, цветы и тому подобное. Когда я вижу, что дети поняли тему, это для меня лучшая награда и источник вдохновения. Иногда, конечно, и нервы сдают, сидишь и думаешь: ну когда же ты уже поймешь? Казалось бы, все, тупик, и вдруг – эврика! – ребенок понял!»

Конечно, всегда будут оставаться педагоги, которые более склонны к традиционным методам преподавания. Не возникает ли с ними конфликтов?

«Традиционные методы и подходы уже не для этих детей, – говорит моя собеседница. – На дворе двадцать первый век, дети развиваются быстро, знают много, и поэтому, приходя в школу, им хочется продолжать развиваться не в учебе, а в том направлении, которое их сейчас захватывает.

Нам, учителям, надо учиться у детей чему-то новому. Если мы будем стоять на месте, они просто ничего не будут делать. В чем тогда смысл отстаивания традиционных методов обучения, если дети нас не слышат?

Я, например, никогда не говорю им фраз вроде: “Если будешь сидеть в интернете, ничему не научишься”. Я просто стараюсь преобразовывать их реальность в учебное пространство».


Youtube

Новости





























































Поделиться

Youtube