С 29 сентября по 1 октября в Ростове-на-Дону прошел IV Всероссийский научно-образовательный форум «Миссия университетского педагогического образования в XXI веке».
О задачах и ожидаемых результатах этого мероприятия рассказал в интервью «Вестям образования» доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образования и педагогических наук Южного федерального университета Александр Бермус.
– Александр Григорьевич, все четыре форума, инициированные Южным федеральным университетом, были посвящены роли университетского педагогического образования в России и мире. Как эта роль менялась с течением времени?
– Говоря об университетском педагогическом образовании, мы имеем в виду несколько существенно различающихся между собой по своей природе и истории феноменов. В первую очередь речь идет об исторических образовательных учреждениях, созданных еще в дореволюционной России: таковы Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена в Санкт-Петербурге и Московский педагогический государственный университет, выросшие из эксклюзивных культурно-образовательных практик: «Петербургский воспитательный дом» (1797) и «Московские высшие женские курсы» (1872) соответственно.
Вторая волна университетизации педагогического образования охватывает бóльшую часть российских педагогических университетов, которые были учреждены советской властью в начале 1930-х годов в качестве либо педагогических, либо иных многопрофильных институтов (некоторые из них были учреждены впервые, некоторые – административно выделены из состава классических университетов). Через шесть десятилетий, в начале 1990-х годов, многие из них приобрели университетский статус, который они сохраняют до сегодняшнего дня. Наконец, была еще одна волна университетизации, когда в конце 2000-х и в первой половине 2010-х годов в рамках политики создания и укрупнения федеральных вузов многие педагогические институты и университеты были включены в состав многопрофильных (федеральных, опорных, исследовательских) университетов.
В результате ныне действующая система высшего образования педагогов отличается крайней неоднородностью. В ней функционируют 33 педагогических университета, подведомственных Министерству просвещения РФ, более 200 многопрофильных университетов и вузов, большая часть которых подведомственна Министерству науки и высшего образования РФ.
Однако подготовка педагогов осуществляется на базе вузов нескольких федеральных министерств (Минздрав, Минсельхоз, Минкультуры, МИД и другие); есть университеты, чьими учредителями являются региональные или местные органы власти. Если дополнить эту картину учреждениями среднего профессионального образования (колледжами) и дополнительного образования педагогов (институты повышения квалификации и институты развития образования, находящиеся, как правило, в ведении субъектов РФ), то станет ясна вся сложность системы.
Между тем для директора школы не имеет значения, какого рода диплом предъявляет его учитель – для него, также как и для учащихся и родителей, важнее всего квалификация и личные качества педагога. И здесь становится понятным тот главный вопрос, на который мы все пытаемся найти ответ: как трансформировать университетскую систему подготовки педагогов, чтобы результат ее работы обладал максимальной ценностью и востребованностью?
– В качестве одного из направлений работы IV Форума указано «социальное программирование когерентной (солидарной. – Ред.) среды будущего». И здесь два взаимосвязанных вопроса: что это такое и как это применить на практике в наше непростое время?
– Что касается приведенной вами формулировки, то она зафиксирована в наименовании проекта, с которым Южный федеральный университет участвовал и победил в конкурсе современных российских университетов как центров научно-технологического и социально-экономического развития страны «Приоритет 2030».
Если спроецировать эти цели Южного федерального университета на подсистему педагогического образования, то речь идет примерно о следующем. Юг России характеризуется, с одной стороны, крайним разнообразием и неоднородностью этнокультурных субрегионов, практик, антропологических типов; с другой стороны, обобщающие показатели сбалансированности и развития человеческого капитала в большинстве субъектов далеки от оптимальных.
Отсюда и рождается замысел всей программы в части развития систем подготовки педагогических кадров: исходя из общей установки на развитие человеческого капитала и гармонизацию социума Юга России, сделать систему педагогического образования двигателем общественного развития, а в качестве его формы определить сеть научно-образовательных кластеров, созданных на базе ведущих университетов.
Разумеется, внутри этой обобщенной политической установки выделяется несколько направлений деятельности, в общем и целом совпадающих с направлениями работы форума:
- Системный анализ проблем и перспектив молодежной политики в Российской Федерации в целом, в том числе на Юге России, где молодежная политика рассматривается как единый фокус развития человеческого капитала, социального развития и научно-инновационной политики страны;
- Паспортизация и аналитика научно-инновационных проектов в сфере общего и педагогического образования как основа для выстраивания интегративного пространства инновационной деятельности и научных исследований в сфере общего и педагогического образования, в масштабах всей страны;
- Подготовка современных кадров для инклюзивной деятельности в сфере образования (при этом под инклюзией понимается весь спектр совместного образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, включая одаренных, детей с ОВЗ, инофонов и других).
Каждое из этих и многих других направлений представляет собой единство концептуальных и методологических оснований, технологий и инфраструктур деятельности субъектов, систем коммуникации, оценки качества и аналитики достижений.
– На форуме обсуждались важные направления работы – от исследовательской повестки в сфере наук об образовании до воспитательной работы и просветительской деятельности. Какие из обсуждений были наиболее живыми и продуктивными? Как говорится, что в сухом остатке?
– Очень трудно говорить сразу обо всех мероприятиях форума: в его рамках состоялось четыре пленарных заседания, два демо-дня научно-инновационных проектов федерального и регионального уровней; около 40 секций, круглых столов, проектных и стратегических сессий. Начиная со II Форума, состоявшегося в трудных условиях «самоизоляции» 2020 года, огромная часть мероприятий организуется в дистанционном формате на базе партнерских площадок, расположенных в самых разных частях нашей страны. Так, в рамках IV Форума состоялись секции на базе Московского государственного педагогического и Московского государственного областного университетов; Дальневосточного федерального университета; Волгоградского, Вятского, Сочинского и Тюменского государственных университетов; Нижегородского, Омского и Уральского государственных педагогических университетов, Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета; состоялась объединенная сессия Томского государственного и Томского государственного педагогического университетов. Мы выражаем искреннюю признательность нашим коллегам и партнерам!
Разумеется, на каждой из встреч, организуемых нашими коллегами из ЮФУ либо же организациями-партнерами, высказывалось множество идей, предложений, которые не всегда просто систематизировать и представить в виде определенного результата. Тем не менее мы создали систему, которая, как нам представляется, позволяет с наибольшей полнотой уловить все значимые вклады от каждого участника.
С одной стороны, мы разместили в сети анкету, которая позволяет каждому из участников форума (а их только зарегистрированных более тысячи!) обратить внимание на значимые находки и сформулировать свои предложения. Кстати сказать, если кто-то из наших читателей не был зарегистрирован в качестве участника, но желает высказать свое мнение по поводу обсуждаемых проблем, то милости просим.
С другой стороны, каждый модератор секционного заседания получил единую форму, в которой может отметить не только выступления, вызвавшие наибольший интерес участников, но и те проблемы, которые были обсуждены, вместе с найденными решениями; предложить темы и направления для прикладных разработок и оценки их эффективности; скорректировать организационную модель форума.
До конца текущей недели все отчеты от проведенных мероприятий поступят к нам и будут обобщены в форме резолюции форума с приложениями. Пока мы еще не собрали все отчеты, но уже можно сказать, что нам удастся определить и перспективные направления научных исследований, и приоритеты практико-ориентированных проектов, и, что не менее важно, способы сотрудничества представителей вузов в форме «открытых лабораторий» и практик.
– Какие конкретные изменения могут быть внесены в практику подготовки педагогов, какие проекты будут реализованы на базе отдельных университетов или их объединений? Что будет происходить в сфере педагогических наук?
– Полноценный ответ на каждый из этих вопросов мы сможем дать не ранее, чем получим обратную связь от всех руководителей секций и проанализируем с нашими коллегами общие итоги форума.
Сейчас я бы хотел отметить только три результата, которые уже носят характер комплексных научно-образовательных проектов: в их рамках будут подготовлены научные монографии и сборники, и, что не менее важно, будут созданы опытно-экспериментальные площадки разных уровней по разработке и апробации образовательных программ и технологий, учебных материалов.
Во-первых, речь идет о проекте «Теория и практика организации научно-исследовательской деятельности студентов вузов», инициатором которого выступил Южный федеральный университет, а координатором – директор Академии психологии и педагогики ЮФУ Владимир Александрович Кирик. Замысел проекта – в разработке набора средств и инструментов проектирования, управления и оценки качества научно-исследовательской деятельности студентов, прежде всего в рамках студенческих научных обществ. Этой же теме будет посвящен и Всероссийский семинар, который должен пройти в ноябре 2022 года, основным результатом которого может быть модель управления «студенческой наукой» как комплексным объектом научной, образовательной и социальной политики.
Во-вторых, интереснейший проект заявлен нашими коллегами из Московского государственного областного университета под руководством профессора, завкафедрой педагогики и современных образовательных технологий Натальи Алексеевны Горловой. Тема этого проекта – «Педагогика личности» – предполагает создание совокупности образовательных технологий, обеспечивающих личностное развития в условиях открытой цифровой информационно-образовательной среды. По факту речь идет о том, как обеспечить эффективное использование цифровых ресурсов и коммуникаций с учетом специфики индивидуального восприятия, стиля учебной деятельности, этнокультурных и психолого-педагогических особенностей каждого ребенка.
Наконец, в-третьих, хотелось бы сказать несколько слов о предложенном нами проекте написания коллективной монографии по теме «Научно-методологические основы академической политики в сфере педагогического образования». Его идея достаточно проста по сути, но крайне сложна в своей реализации. Действительно, каждый из нас, обозревая все множество концепций, программ, резолюций и теорий в сфере образования, неминуемо упирался в один и тот же вопрос: а что из этого реализовано, и если реализовано, то с каким результатом? И зачастую ответ на эти два вопроса оказывается депрессивным: да, говорим мы, мы думали, старались, предлагали, но потом ничего не удалось сделать. Вот этот переход – от замысла и идеи к практике, к реальным изменениям нашей деятельности и взаимодействию оказывается едва ли не самым сложным и практически не осмысленным. Отсюда и цель нашей монографии – сделать этот переход от теоретических идей, административных решений и регламентов, профессиональных отношений и противоречий – к практической реализации.
Понимая академическую политику именно в этом аспекте – как инструментарий сопряжения всех этих переменных, мы хотим прояснить то поле инициатив, на котором обычно так активно размножаются пустоцветы и обманки, и сформулировать некоторую систему опор для достижения реальных, диагностируемых изменений.
В этой же связи хотел бы сделать анонс: в течение ближайшей недели мы планируем провести установочный семинар, посвященный концепции и общему алгоритму работы над этой монографией. И если кто-то из наших читателей сочтет интересным для себя присоединиться к этому проекту (жду сообщений по адресу bermous@sfedu.ru), мы будем рады приветствовать его и в индивидуальном качестве, и в качестве руководителя группы сотрудников. Еще раз должен подчеркнуть, что статус монографии – коллективный, и, разумеется, все, кто примет участие в написании, и будут по факту авторами и соавторами соответствующих разделов.
Из истории форума
Первый форум был инициирован Южным федеральным университетом в 2019 году и посвящен памяти академика РАО Е.В. Бондаревской.
По итогам второго форума в 2020 году была издана коллективная монография «Педагогическое образование в современной России: стратегические ориентиры развития» (более 50 соавторов, в том числе более 30 академиков РАО, 20 ректоров), а также разработана и представлена экспертному сообществу общественно-профессиональная Стратегия развития системы непрерывного педагогического образования в РФ до 2030 года.
В 2021 году форум был организован как ежегодная федеральная экспертная площадка для обсуждения международной и национальной исследовательской повестки в сфере образования. Его участниками стали более 600 ученых, представители 57 российских университетов и институтов из 31 региона РФ, 13 стран ближнего и дальнего зарубежья. Итогом форума стало формирование портфеля инициативных исследовательских и инновационных проектов в сфере непрерывного педагогического образования, ориентированных на реализацию целей и приоритетов Программы фундаментальных научных исследований в РФ на долгосрочный период.