Для многих родителей регулярное зависание подростков в телефоне – это огромная проблема и мучающий вопрос. Как только взрослые застают подростка в телефоне вместо выполнения домашнего задания, вместо помощи по дому, вместо чего-то безусловно полезного…
Как только Тик-Ток, Инстаграм и полуночные ролики на Ютубе приводят к недосыпанию или снижению оценок, родители склонны обвинять в этом технологии и, бывает, громко называют это зависимостью от телефона.
А как только мы что-то назвали страшным словом, это обретает силу, и взрослые уже чувствуют себя вправе забрать гаджет, отключить интернет, завалить большим количеством дополнительных занятий, чтобы не оставалось времени на сидение в телефоне. Но, когда мы поступаем таким образом, мы закрываем двери в возможный плодотворный диалог на тему своих опасений и вешаем на подростка ярлык «зависимый».
Что они там постоянно делают?
Общаются. Разными способами. Комментируя видеоролики, размещая свои фотографии, пересылая друг другу мемы, переписываясь в чатах и соцсетях. Ребята в лагере с таким восторгом показывали мне своё избранное в Тик-Токе, и это тоже формат общения. Смотри, мне нравится вот это, я вот такой.
Просмотр сториз интересного публичного человека – это тоже общение, причём свободное общение с недосягаемым человеком. Отправляя смайлик на сториз Моргенштерна, мы можем, да, пообщаться с ним.
Они хотят общаться и развлекаться. Для каждого человека потребности в удовольствии, привязанности и самоопределении являются ключевыми, и современное поколение удовлетворяет их так.
Частое использование телефона не имеет никакого отношения к самим технологиям в большинстве случаев. Просто на данном этапе своей жизни именно эти технологии позволяют им общаться друг с другом, и, если посмотреть с другой стороны, получится, что подростки зависимы, если можно так выразиться, даже не от телефона, а друг от друга.
Да они же весь день общаются, в школе, например! И вообще, почему тогда они не общаются лично, а отдают предпочтение виртуальному разговору?
По опыту общения с подростками, да и по своему личному опыту я могу сказать, что, если перед человеком будет стоять выбор: пообщаться при встрече или пообщаться абсолютно так же по телефону, каждый выберет встречу в большинстве случаев. Так почему они не общаются в школе или после занятий, или дома…?
Скорее всего, у нас, взрослых, и у подростков разное представление о том, как должно происходить качественное общение. Им важно, чтобы общение было неформальным, без присмотра взрослых, можно даже в большой весёлой компании.
Поэтому в лагерях мы видим, что ребята обычно обустраивают гнездо из самой далёкой ко взрослым комнаты, и вытащить их оттуда всегда крайне сложно). Потому что там – то самое общение. Комфортное. На свободные темы. Которое не услышат. Не прокомментируют. Там можно поделиться всяким – и неудачным опытом секса, и смешным видео.
И таких возможностей для общения у современных подростков не так много. Их день забит до отказа всякими занятиями, подработками, школами и всем таким, полезным со взрослой точки зрения. И в те редкие минуты, когда свободная минутка всё же появляется, возможности для общения ограничены, и они… достают телефон.
Там, в недоступном взрослым мире, они могут вести мудрые или не очень, но такие важные разговоры, пока мы воспринимаем это как пустую трату времени. Там проходит их социализация. Там они узнают новое.
И эту «проблему» не решить угрозами, не решить, панически ограничивая использование телефона.
Скорее нам, взрослым, важно осознать, к чему стремятся подростки в телефонах, и вместе прийти к некому балансу.
Да и вообще. Кто сказал, что «цифровое воздержание» поможет подросткам стать здоровыми, счастливыми и более достойными взрослыми?
Я вот свой день регулярно начинаю с просмотра ленты Инстаграм, а вы? Ну по-честному.
P.S. Текст написан с опорой на крутую книгу: «Всё сложно – жизнь подростков в социальных сетях», Дэна Бойд. Очень рекомендую, там и об опасностях, и о поиске идентичности, и о травле и неравенстве, и о приватности…