«Подростки играли капельницами и обсуждали, кто раньше умрет»
– Когда я заходил в палату в Детской республиканской больнице, невозможно было смотреть, как 16-летние подростки играют шлангами от капельниц и обсуждают, кто из них раньше умрет.
Мы с онкологом Александром Григорьевичем Румянцевым хотели создать школу для таких детей. Прошли годы, и возник этот проект.
В те годы выживало таких ребят 13%. Сейчас, если брать онкогематологию, 93–95%.
Мы учим ребят не во имя того, чтобы они просто не отстали от остальных детей в учебе. Даже после тяжелой химии, когда тошнит, надо заниматься – это отвлекает от болезни.
Этот совместный протокол сделали вместе мы – врачи и педагоги.
Сегодня у нас 49 школ по всей стране. Будет 50. Попросили киргизы, чтобы мы сделали такую же школу, белорусы, узбеки и таджики.
И неизвестно, кто кому больше нужен – здоровый больному или больной здоровому. У меня [была] девочка с попыткой суицида. Трагедия – мальчик от нее ушел. Она еще не знает, что мальчики как автобус – один уходит, другой приходит. Когда в качестве волонтера она попала к этим девочкам после химии, которые борются за жизнь и сдают экзамены очные, берут на себя пять-шесть предметов – собственная проблема кажется ерундой.
«Сын пришел учиться в мою школу, а я сказал: “Ты меня здесь не знаешь”»
– Я дочку в свою школу не взял, потому что директорская дочь и так далее. Тайно учителя договорились с моей супругой, чтобы сына взять. Когда сын пришел учиться в мою школу, я сказал: «Ты меня здесь не знаешь».
Хотя и дочь, и он прошли все экспедиции, шлюпки, походы. Они умеют грести. Дочка замуж вышла за парня, который был в экспедиции, жизнь сложилась.
Мои дети участвовали во всех интересных делах школы. Влиять на их успеваемость было не надо.
Я никогда не говорил: «В дворники пойдешь, если за ум не возьмешься». Такая демагогия для непрофессионалов. Порой молчание понятнее всяких слов. У нас было тонкое взаимопонимание и чувство дистанции. Это тоже очень важно.
Как Мариэтта Чудакова спасла дочь одной химической формулой
– Я закончил химическую спецшколу. У нас было по десять часов химии, я зверел. Я пришел [в ту школу] из-за замечательного историка. Но сегодня, когда я иду на урок химии, я разбираюсь – как директор школы я должен. Пригодилось!
Замечательная филологиня, прекрасный специалист по Булгакову Мариэтта Чудакова оканчивала школу с золотой медалью. Однажды она с дочкой приехала в Париж. Дочка отравилась, и скорой нет.
Мариэтта Омаровна побежала в аптеку, она написала формулу марганцовки, промыла дочь. Знания лишними не бывают.
Понятно, что вам логарифмы сегодня не нужны, но у математики другая задача. Математика тем хороша, что она ум в порядок приводит.
Мой друг, учитель биологии Борис Меркулов входил в класс и говорил детям: «Я знаю, что не все из вас станут биологами, но все из вас станут мамами и папами, и вам это пригодится». Это к вопросу о миссии родителей.
О дистанте
– Родители – это контролеры, особенно папы. Он весь день работает, приходит и проверяет – сделано, не сделано: «Какие отметки?» Вот и все общение. Родители, как правило, глубоко не вникали в учебный процесс. Настал дистант – и все изменилось.
Учителям было трудно – создавали в считанные часы контент, еще и в нескольких классах. Конечно, сутками люди работали.
Учителя – такие же герои [пандемии], как врачи.
Был такой курьезный эпизод. Мне звонит муж моей молодой учительницы: «Евгений Александрович, вы разрушаете молодую семью». Я говорю: «Каким образом?» – «У меня к жене нет доступа ни днем, ни ночью». Я говорю: «Я не могу дать тебе код доступа, потому что у нее шесть классов».
Какими были уроки? Мы не воспитываем взрослых, а получилось, что воспитываем. Девочка в пижаме села к компьютеру. Говорим: «Это же глупо. Пойди, оденься нормально. Ты пришла на урок». А сзади папа в семейных трусах начинает их прикрывать.
Цифровое неравенство было огромное, и мы выдавали компьютеры прямо домой. Если ребята [в одной семье] во втором классе и в десятом учатся – чтобы они не мешали друг другу. Мамы тоже могут быть на дистанте.
Сейчас миллиарды вкладываются в ликвидацию цифрового неравенства. Есть регионы, где сельские школы – там родители на телеге, на лошади подвозили [ребенка] к вышке МТС, он залезал, принимал сигнал, а вечером сдавал все свои работы. Это никуда не годно.
Глупо отрицать онлайн. Это возможность любому ребенку в селе войти в Лувр, в Эрмитаж и посмотреть. Это замечательно, этого раньше не было.
Из ЕГЭ убрали «угадайку»
Почему я был против ЕГЭ как гуманитарий? Когда 15 лет или 14 лет назад, когда это вводилось, там был вопрос по литературе – это не фейк: «Любил ли Онегин Татьяну?» Ответы: да, любил; нет, не любил; когда как. Правильный ответ был: когда как. Это вызывало вообще оторопь и горький смех.
Сейчас ЕГЭ усовершенствован. Из него ушла «угадайка».
Теперь в этом экзамене есть эссе. Для того чтобы написать это эссе по истории, надо представлять себе, что Шекспир и Иван Грозный – это современники. Что мушкетеры, гвардейцы кардинала и царь Алексей Михайлович Тишайший – это тоже современники.
Там вы можете приводить документы и различные точки зрения, вы не обязаны примыкать к какой-то из них – есть такая, а есть такая.
В ЕГЭ все больше заданий, на которые невозможно натаскать.
Эссе, о которых я говорил, повышенная математика, где нужно проявить нестандартное мышление, если поступаешь в физтех, конечно.
Не получится в последний момент натаскаться.
«Быть на стороне ребенка, но не потакать»
– …Родитель всегда должен быть на стороне своего ребенка. Но не фанатеть.
Есть такая вещь, как буллинг, травля. Он был всегда и будет. Те, кто утверждают, что при советской власти его не было, лгут. Вспомните фильм «Чучело». Еще раньше была книга «Повелитель мух».
Но если родители только контролируют, могут не замечать [буллинга]. Девочка ходила-ходила в школу, и вдруг не хочет. Это же сигнал. Ну, поговори с ребенком. Что происходит? Вмешайся в эту ситуацию. Будь на стороне ребенка.
Но есть и другая сторона. Знаете, с чем я в последнее время сталкиваюсь?
Отец строго наказал девочку из шестого класса. Она пишет на него заявление в полицию, что он к ней приставал. Мать с ним разводится. Он обвиняется в педофилии. Она же разрушает семью, она спекулирует на этом, но процесс закрытый. Это не единственный случай, с которым я сталкиваюсь сейчас.
Надо быть на стороне ребенка. Но это не значит во всем ему потакать.
Неспособных детей не бывает
– Неспособных ребят не бывает. Богу Богово, слесарю слесарево, а кесарю кесарево. У одного умные руки, у другого умная голова.
Один ребенок хорошо усваивает физику в академической аудитории, а другой в автосервисе что-то ремонтирует – и оба хороши.
Я даже премию плачу детям денежную. У нас одинаково почетно взять всероссийскую олимпиаду или международную и победить в конкурсе кузнецов, витражей, гончарного дела – это одинаково почетно.
И потом, как устроена человеческая натура? Любовь творит чудеса. У меня была история лет восемь назад. Мальчик из коррекционного класса влюбился в девочку из лицея. На этом фоне интеллект так стал развиваться! Это не сказка.
Совсем скоро смотрите интервью с Евгением Ямбургом на канале «Образователи» в программе «Доводы»