Вот уже третий раз я захожу с начала на новый круг – беру кружок по развитию речи 2-го класса (уже дважды довёл до 4-го). Семь лет – и довольно репрезентативная выборка (дети из очень разных школ).
Отчётливая тенденция одна. Дети не меньше читают, нет. Дети больше боятся. С каждым годом бедные дети становятся всё более запуганными, всё менее готовыми свободно творить.
Они боятся меня, потому что думают, что я жду от них правильного ответа. Они боятся себя, потому что от них ждут правильного ответа по схеме.
И этот страх спускается всё ниже, вот уже и 2-й класс (недавно общался с чудесной семиклассницей из хорошей семьи, которая боялась написать текст на интересную ей тему – потому что скажут, что написала не то, если напишет про себя).
Сегодня была пронзительная переписка в чате зума с второклассником: почему не отвечаешь? – спрашивает, будут ли оценки, и боится ошибиться (а задание – понаблюдать над смешными рисунками и рассказать, что заметили необычного).
Ещё 7 лет назад это были шалопаи, которые несли чепуху и не боялись ничего – и это было счастье.
И этот же страх так часто виден в учителях – и с каждым годом всё больше.
«А как же...»
«Мы бы с радостью, но...»
«Что нам скажут родители...»
«Это всё хорошо, но я не решусь...»
И из этого страха дети уходят в тошнотворные клише, о которых пишет Римма Раппопорт, а учителя – в тошнотворные темы сочинений из позавчерашней манной каши, которые предлагаются в методичках от ФИПИ, о чём остроумно написала Ирина Лукьянова.
А ещё страх родителей, чиновников, министров, методистов.
Внешне прикрывают (часто неосознанно) чем угодно: качеством образования, возвращением в светлое прошлое, защитой от тлетворного влияния, единым пространством.
А как прислушаешься – только страх.
Педагогика страха.
Вот поэтому-то я и говорю всё время о любви.
Два Иоанна:
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви». (1-е послание ап. Иоанна)
«Всё, что мы можем, – только любить». (Иван Вырыпаев)