«"Я не хочу идти в школу!" Услышав такое, очень хочется сразу рассказать в красках, какая жизнь ждёт подростка теперь. Рассказать, что он обязательно будет дворником, слесарем и ничего не добьётся в жизни. На что ребёнок вам резонно ответит, что слесарь Игнатий, приходивший недавно, за 5 минут работы взял 7 тысяч, а дворник Петр по утрам задумчиво бормочет для всех желающих о том, что у него такое высшее образование, а не нужен оказался.
И правда, зачем ходить в школу в современном мире? У вас есть на это честный и обдуманный ответ?
За социализацией?
За той, где 30 человек в классе внезапно решили ненавидеть одного ученика за то, что он шахматами занимается, а взрослые делают вид, что ничего не происходит? Кто же в этот момент учится корректно общаться?
Ведь мы можем получить пресловутую социализацию в кружке, где тренер следит за выполнением правил группового общения, где ребята учатся говорить о своих чувствах и потребностях, где учатся давать позитивную обратную связь.
За знаниями?
За знаниями из скучного параграфа о свойствах функций, которые непонятно зачем нужны? Если каждый подросток знает, что на ютубе можно найти канал, где на примере графиков реальных компаний объясняют, что такое линейные, барные и свечные графики, как их читать и какие выводы делать. А ещё потом можно открыть политические новости, почитать мнения разных аналитиков… и получить гораздо больше актуальных (!) знаний за 45 минут.
За дисциплиной и самоорганизацией?
За той самоорганизацией, где за тебя давно решили, что физкультуру удобно поставить между двумя геометриями, чтобы тебе было комфортнее, и что в школьном театре вы будете ставить «Вишневый сад»? Но ведь дисциплина вырабатывается там, где у тебя есть возможность взять ответственность, где ты можешь сам составить своё расписание и понять, сколько часов математики в неделю тебе нужно и как именно ты будешь изучать историю.
В школу нужно ходить за классным времяпровождением. За знаниями о себе, о мире вокруг. За навыками построения отношений с другими людьми. За навыками решения проблем и конфликтов, за критическим мышлением, за тем, чтобы составить полную картину мира через разные области науки и сформировать собственное мнение. И такие школы есть, если ваша об этом – берегите её и любите.
Но если этого нет… то одиннадцать лет жизни… одиннадцать… проходят в грустном «так надо».
А потом вырастают взрослые, которые заканчивают странный вуз и непонятную кафедру, потому что «так надо». Создают семьи и живут, не любя друг друга, не уважая, потому что «так надо». Заводят детей. Работают, ненавидя каждый будний день. Потому что «так надо». Потому что 11 лет они учились делать именно это.
Счастье слышать, что современные подростки всё больше и громче задают вопросы в духе «Кому надо? Зачем? Почему именно так? А какие есть альтернативы?» – мир меняется со страданий на осознанность. И это прекрасно, потому что такая вдумчивость и зачемность и есть путь к радостной жизни, на мой взгляд.
Поэтому, если ваш подросток аргументированно не хочет идти в школу и готов с вашей помощью взять на себя ответственность за другой формат образования – попробуйте. Ну или хотя бы не говорите, что он станет дворником.
Можно поискать школу с другими правилами и ценностями.
Можно перейти на заочную или очно-заочную форму обучения в своей обычной школе и освободить кучу времени на жизнь.
Можно перейти на семейное образование.
Чтобы было интересно, должен быть выбор.
А у вас есть ответ на вопрос «зачем ходить в школу»?»