Очень маленькая девочка поступала (и поступила на платное отделение) в очень большой университет. Уже второй месяц история Алисы Тепляковой в топе самых обсуждаемых и опережает многие события мирового значения. Тема муссируется не только в российских СМИ. Вот уже и The Times об этом написала, наверняка и другие мировые издания подтянутся. Вокруг этого феномена идут страстные споры, каждый новый информационный повод буквально взрывает интернет.
Вот восьмилетняя Алиса Теплякова окончила школу и будет поступать на психфак МГУ. Как? Как такое возможно? Эта девочка гений? Почему у нее такие странные родители? Куда смотрит опека? Зачем лишать ребенка детства? Какой психолог в 13 лет? Как она могла сдать ЕГЭ? Вот Алиса не прошла на бюджет. И снова всеобщее внимание: тогда зачем это было надо, раз школьную программу она освоила плохо? Вот родители оплатили обучение ребенка в МГУ. И снова бурные обсуждения: как она до университета доедет, как рядом со взрослыми будет учиться, откуда у родителей деньги, какой может быть психфак, если там многие темы для студентов 18+. А уж что творится, когда папа и дочка появляются на телевидении! «Ребенок двух слов связать не может!», «У ребенка невроз, ей требуется психиатр!» и прочее, прочее, прочее.
На Болотной площади в Москве в начале 2000-х годов была установлена скульптурная композиция Михаила Шемякина, которая называется «Дети – жертвы пороков взрослых». Шумиху вокруг Алисы Тепляковой так и хочется обозначить «Дети – жертвы амбиций и хайпа взрослых».
Я не хочу включаться в общий спор о том, действительно ли Алиса уникальный ребенок. Мне хочется остановиться на другом. Жизнь длинная, очень длинная. Алисе не всегда будет девять лет, как сейчас, но вся эта скандальная история запомнится и будет мстить ей долгие годы.
На нее будут смотреть через микроскоп, ликуя из-за каждого поражения, а они неизбежно будут. Амбициозный отец, который радостно подбрасывает поленья в костер всеобщего хайпа, откровенно радуется всеобщему вниманию, делает всё, чтобы об дочери как можно больше писали, ему нравится появляться перед телевизионными камерами. На эти съемки он специально одевается максимально провокативно – в цветастые шорты. Он снова и снова провоцирует публику, которая радостно на эти провокации покупается. Заявляет, например, что девочка окончит МГУ всего за два года, зачем тянуть пять лет? Алиса согласно кивает головой, явно не понимая, о чем речь и что ей предстоит.
Он заявляет, что, отправляя ее в университет, экономит дочке 10 лет жизни, не объясняя, зачем и на что эти годы у нее уйдут. И, чтобы совсем возмутить публику, в одном из интервью вбрасывает, что Алисино будущее – это семейная жизнь с большим количеством детей.
А что же сама Алиса? Вот она сидит в студии НТВ, одергивает платье, болтает ногами, смотрит исключительно на папу, который разливается соловьем. Изредка ведущий вспоминает о «чудо-девочке» и задает ей вопрос. Спрашивает, считает ли она себя Алисой Селезневой из любимой книжки. Девочка отвечает, что нет, потому что она Теплякова. Интересуется, будет ли она работать после того, как через два года окончит МГУ? Девочка отвечает, что работать не будет, но зато ей купят «какую угодно куклу».
То ли микрофон на Алису надели неправильно, то ли он плохо работает, но часто ее почти не слышно, звук искажен, непонятно, что она произносит. Взрослых при этом слышно прекрасно. Вот ведущий спрашивает ее о мечте.
Девочка отвечает, что она мечтает о крыльях, как у феи Динь-Динь. Ни ведущий, ни папа не поняли, что она сказала, но им это не интересно. Какие-то крылья, и ладно.
Она тут для мебели, ее роль – подтвердить свое реальное существование, главный герой – папа. Между тем фея Динь-Динь, у которой есть крылья, о которых мечтает маленькая Алиса, – это героиня знаменитого романа «Питер Пэн», о мальчике, который не хочет взрослеть, она помогает Питеру в сложных ситуациях. Алиса Теплякова, скорее всего, знакома с феей по многочисленным диснеевским мультфильмам. Судя по мечте о кукле и крыльях феи, Алиса тоже не рвется взрослеть, она маленькая девочка, из которой насильно делают большую, а если не получится, то наблюдающая за ней сейчас публика будут радоваться ее поражению.
В следующем году на сцену выйдет брат-погодок Алисы. Мальчик по имени Хеймдалль, которому тоже будет восемь лет, и он уже сейчас, в семь, сдал экзамены за девятый класс.
Если Алиса успешно пройдет один-два-три курса психологического факультета МГУ, мы увидим в сетях, СМИ, на телевидении сразу двоих: чудо-девочку и чудо-мальчика; если у Алисы это не получится, мальчику придется солировать одному. Точнее, солировать снова будет папа, а малыш – ассистировать, как Алиса сейчас. Show must go on!