В отличие от тех, кто считает, что с ОГЭ по математике у нас в этом году произошла катастрофа, я утверждаю обратное. Ведь результаты, которые показали школьники во многих регионах, помогли выявить слабые места, сложности и проблемы в нашей системе образования.
Объективность этих результатов обеспечена двумя факторами. Во-первых, контрольно-измерительные материалы выполнены на таком высоком уровне, что позволяют провести полноценную диагностику знаний учащихся. Во-вторых, система контроля на ОГЭ была организована таким образом, что фальсификация оценок оказалась невозможной, и мы получили не очень радужную, но зато очень честную картину.
И если во имя успокоения детей, их родителей, директоров школ у нас не будут приняты «утешительные» меры и нарисована другая, более благостная картина, то ОГЭ этого года послужит хорошим уроком.
Какие проблемы вскрыли невысокие результаты по математике и какие выводы мы должны сделать на их основе?
1. В 6-м классе заканчивается интегрированный курс математики, а с 7-го класса дисциплина разделяется на алгебру и геометрию.
Пробелы в знаниях за 5–6-й класс, которые не были выявлены и ликвидированы своевременно, негативно скажутся не только на результатах ОГЭ, но и на ЕГЭ.
Поэтому после 6-го класса очень важно провести независимую экспертизу знаний учащихся на уровне региона или хотя бы школы. В этом году такая диагностика была проведена во всех московских школах.
2. Для того чтобы получить положительную оценку за ОГЭ по математике, необходимо набрать не менее восьми первичных баллов, причем два балла из них – по геометрии. Поэтому я уверена, что многие школьники, не преодолевшие минимальный порог на ОГЭ по математике, недобрали именно этих двух баллов.
К сожалению, геометрия не в фаворе во многих школах. На нее отводится меньше часов, ее часто хуже знает сам учитель по ряду причин.
Однако без знания геометрии ученик не достигнет того уровня развития логического мышления и пространственного воображения, которые необходимы каждому человеку в повседневной жизни даже больше, чем вычислительные навыки.
3. Без сомнения, определенную роль в нынешней ситуации сыграла отмена ОГЭ в прошлом году. Это до последнего момента давало надежду нерадивым товарищам, и эти надежды подогревались заявлениями некоторых не очень компетентных в вопросах образования людей о полной отмене ГИА. При этом никто из авторов этих безответственных высказываний не задумывался о последствиях принятия таких решений, которые привели бы к полному лишению школьников и их родителей объективных ориентиров в области оценки знаний. При этом пробелы в знаниях останутся, просто мы не будем об этом знать.
4. Практикоориентированные задачи, которые, по мнению многих, стали неожиданными для детей, несмотря на то что демоверсии были опубликованы еще в 2019 году.
Эти задачи, предлагающие рассчитать затраты на ремонт и строительство, правильно выбрать ОСАГО и хорошего провайдера, направлены не только на формирование математических, но также житейских, бытовых, метапредметных, общеучебных навыков, которые обязана формировать школа в процессе изучения всех дисциплин.
С чем не справились ученики на ОГЭ по математике?
В данном случае проблема не в математической, а в читательской грамотности: они не смогли прочитать и понять тексты заданий.
На их выполнение невозможно «натаскать», потому что в данном случае речь идет о понимании определенной информации. Анализ того, какие дети и какие школы не выполнили эти задания, должен стать основой работы в следующем году.
Потому что если ошибки в выполнении обычных вычислительных задач можно компенсировать тренингом в решении аналогичных, то здесь надо повысить понимание учебного текста. Это как раз уход от натаскивания и обретение реальной пользы в процессе подготовки к экзаменам.
Выходя из школы, ученик должен знать не формулы, а применять полученные знания в практических ситуациях. И если дети этому научатся, они сделают в жизни гораздо меньше глупостей, чем мы с вами.
Читайте также:
Что повлияло на результаты ОГЭ в этом году?