Рособрнадзор описал общую ситуацию с государственной итоговой аттестацией школьников (ЕГЭ и ОГЭ) по математике в этом, 2021-м, году. Считается, что ЕГЭ сдавали на прошлогоднем уровне, а ОГЭ – несколько хуже. При этом, как всегда, результаты выполнения конкретных заданий по конкретным регионам не публикуются, как и сами задания. В соцсетях заметно недовольство родителей задачами «реальной математики» с «практическим содержанием». Отмечается, что именно такие задачи школьники решали особенно плохо.
С чем всё это связано?
Напрашивающийся ответ: это связано с дистанционкой – следствием ковида.
Ответ, по-видимому, во многом справедлив, но важно вскрыть механизмы влияния дистанционки и, кроме того, есть возможность выявить причины различия такого влияния на результаты экзаменов.
Без сомнения, основным фактором, обуславливающим школьные результаты, является мотивация учащихся. Начнем с неё.
Очевидно, мотивация выпускников 11-х классов на продолжение образования, а значит и на успех в ГИА, принципиально выше, чем у выпускников 9-х классов. При этом не секрет, что многие из десяти- и одиннадцатиклассников, кто собирается поступать в «серьезный» вуз, и раньше, до пандемии, готовились к сдаче экзамена по математике независимо от школы. Они самостоятельно пользовались «пособиями по ЕГЭ», заданиями из интернета (часто бесплатными), занимались с репетитором. Эта категория школьников и раньше во многом занималась дистанционно, репетиторы также работали дистанционно, а те, кто этого раньше не делал, были вынуждены быстро освоить дистанционные технологии, работая при этом с заинтересованными детьми. Наконец, заметим, что в последние годы продолжался рост количества школьников, которые после окончания 9-го класса идут в систему среднего профессионального образования (СПО). В частности, туда приходят и школьники, которые получили бы на ЕГЭ невысокие результаты; тем самым они «улучшают» статистику ЕГЭ.
С чем же связан феномен девятиклассников этого года? Можно предполагать ряд причин, во многом связанных именно с мотивацией.
Начнем с того, что разрушилась привычная рутина: «проснулся, позавтракал, не опаздывай на урок, слушай учителя». Намного больше детей просыпает, завтракает, имитируя присутствие на уроке, им намного проще не слушать учителя, просто выключив звук и так далее. Конечно, в отдельных случаях возможен и обратный эффект: мама может проследить за участием ребенка в уроке, выполнении им указаний учителя. Но, положа руку на сердце, следует признать, что доля родителей, которые используют эту возможность для участия в образовательном процессе ребенка, не составляет значимого процента.
В случае математики есть и дополнительные факторы. Первый из них – ГДЗ (готовые домашние задания). Безусловно, они радикально трансформировали отношение к курсу математики в основной школе. И раньше, последние полстолетия, смысл занятий школьной математикой был неясен для большинства учеников: для решения любой школьной задачи или ее аналога из взрослой жизни существует компьютер. Но теперь есть и удобный способ избежать изучения ненужной премудрости, бесплатно получив решение в интернете. Сейчас к этому добавился Photomath – программа на мобильнике, которой можно «показать» любое уравнение, и она его бесплатно решит. Пока задачки нужно было решать и в школе, под надзором учителя, была необходимость самостоятельно в них разбираться. Теперь она отпала – компьютер и мобильник под рукой всегда, а учитель не может проконтролировать их использование.
Другой фактор – в неэффективности письменного взаимодействия в математике по дистанционке. На уроках литературы, например, учителя «без предрассудков» при дистанционке быстро перешли к сдаче сочинений, набранных на клавиатуре, и отсеву списанных из интернета (без клавиатурного набора списывание проверить много труднее). В случае математики клавиатура практически не дает выигрыша в скорости набора, эффективного способа ввода решений нет. Поэтому учителя используют или задания с выбором ответа, или фотографирование/сканирование листочков из тетради. И то и другое сильно ограничивает и затрудняет учебный процесс. Малая доля учителей использует эффективные средства цифровой доски для объяснений и так далее. Другими словами, для школьной математики цифровые технологии все еще недостаточно дружественны, а «взрослые» математические технологии, даже самые элементарные, в школе «не проходят».
Наконец, что касается «реальной математики». Цель – расширить в курсе математики задания про пешеходов и бассейны проблемами, имеющими отношение к реальности за пределами школы – безусловно важная. Такое расширение повышает мотивацию к изучению предмета. Кроме того, оно содействует развитию умения выделить в описании незнакомой ситуации существенные элементы и использовать их для построения математической модели. С точки зрения последующего применения результатов образования в реальной жизни это умение чрезвычайно важно. Однако оно не очень вписывается в российскую традицию математического образования, хотя и отражается в образовании других стран и, все более и более, в международных исследованиях PISA.
Несмотря на то что мы несколько лет назад включили его в экзамены, оно остается «инородным телом».
Помню, примерно десять лет назад мы включили в ЕГЭ задачу, где в паре фраз описывался физический процесс, потом приводилась несложная формула и давались значения всех параметров в ней. Надо было что-то вычислить по формуле, не вдаваясь в суть процесса. В жизни такие ситуации тоже встречаются, в них нужен только простейший элемент моделирования: подставить в формулу. Мы получили довольно много откликов от учителей математики, возмущенных тем, что на экзамене по математике дали задачу по физике. Особых отличий в характере или сложности задач по «реальной математике» в этом году по сравнению с предыдущими не было. Вероятно, рост отрицательных откликов связан с общим ощущением неуспешности даже в очень простых задачах; хочется найти причину – вот она: «спрашивают про ОСАГО». При этом условие задачи сформулировано так, что про детали ОСАГО знать ничего и не нужно.
Можно надеяться, что система образования адаптируется к ситуации: пересдачи пройдут благополучно, а учителя будут обращать больше внимания на математику в окружающем мире.