ЕГЭ // Статья

​ОГЭ по математике провален? Цифровое портфолио заменит ЕГЭ?


​ОГЭ по математике провален? Цифровое портфолио заменит ЕГЭ?
Фото: tj.sputniknews.ru

В этом году, в отличие от прошлого, Минпросвещения и Рособрнадзор решили не отменять ОГЭ для выпускников 9-х классов, а провести экзамены по двум обязательным предметам – русскому языку и математике.

Однако царица наук оказалась не по зубам многим учащимся: например в ХМАО (Югра) получил «двойку» каждый четвертый, а в ряде школ, если верить соцсетям, каждый третий и даже каждый второй школьник в этом регионе. Выступая на пресс-конференции 15 июня, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев назвал две основные причины провала или, скажем мягче, неуспешной сдачи выпускного экзамена по математике в 9-х классах.

Обманутые надежды

Первая, по его словам, заключается в том, что «пандемийный год очень плохо повлиял на мотивацию учащихся 9-х классов», поскольку «школьники и родители питали надежду, что ОГЭ отменят вовсе или он будет простой».

Вторая причина как раз в том, что именно задачи по математике оказались для детей непростыми: в них предлагалось рассчитать количество плитки, необходимой для ремонта квартиры или объем материалов для строительства дома определенной площади, то есть это были ситуации из реальной повседневной жизни.

«Это контекстные задания, которые с разных сторон проверяют математические умения ребят», – отметила директор ФИПИ Оксана Решетникова. При этом она подчеркнула, что подобные контрольно-измерительные материалы не были неожиданным нововведением.

«С 2018 года (с момента введения новых ФГОС в основной школе – ред.) мы начали процесс погружения в эту тематику. На всех конференциях мы обсуждали изменения в КИМ ОГЭ. В 2019 году демоверсии были опубликованы на сайте ФИПИ», – сообщила директор ФИПИ.

Поясним, что это были демоверсии перспективных КИМ ОГЭ по русскому языку, математике, литературе и иностранным языкам, тогда же началась их широкомасштабная апробация.

Однако, и 2020 пандемийный год с периодом дистанционного обучения весной и отчасти осенью внес свои коррективы, и учителя, по словам Анзора Музаева, «не акцентировали на этом внимания, думая, что ученики справятся», а те, как уже упоминалось выше, «расслабились, надеясь на отмену ОГЭ»

В то же время он отметил, что на такие задания «невозможно натаскать, но научить правильно подходить к ним – на это уйдет время».

Ситуацию с ОГЭ по математике нынешнего года глава Росборнадзора сравнил с прошлогодним ЕГЭ по химии 2020-го, когда выпускникам 11-х классов предлагались задания по школьной программе, но иначе сформулированные. В этом году все прошло успешно, учителя перестроились.

«Система моментально отреагировала на этот кризис. Через год-два у нас не будет проблем с решением этих задач на ОГЭ», – заявил Анзор Музаев.

А пока Рособрнадзор не торопится с публикацией результатов ОГЭ по математике. 10 июня и 2 июля состоялись две пересдачи по математике, в которых приняли участие ребята, не преодолевшие минимально допустимый порог.

С учетом этих результатов в начале августа и будут обнародованы окончательные данные.

«И только после этого мы поймем, кричать ли нам «караул» или все в рамках нормы». – констатировала Оксана Решетникова.

Анзор Музаев настроен еще более оптимистично, заявив, что «очень скоро мы выйдем на лучшие результаты в PISA».

ЕГЭ: революций не планируется?

Большие перемены ждут и выпускников 11-х классов: в 2022 году в них тоже появятся новые задания на основе ФГОС.

«Во главе угла не просто знание фактов, дат или формул, но их практическое применение. Сделан акцент на то, что школа должна научить ребенка анализировать, систематизировать, отбирать и комбинировать данные, делать на их основе выводы», – пояснила заместитель директора ФИПИ Ольга Котова.

При этом, в отличие от ОГЭ по математике, в КИМ ЕГЭ вместо бытового контекста (сколько банок краски потребуется для той или иной площади) будет сделан акцент на проверку предпрофессиональных умений учащихся. Например, по физике и биологии предложены задания, связанные с планированием и проведением опытов; по обществознанию – анализ результатов социологического исследования; по химии есть задания, связанные по смыслу с материаловедением и энергетикой, экологией и здравоохранением и т.д.

При этом Ольга Котова подчеркнула, что никаких «революций» не планируется, и переход от проверки знаний к практике будет постепенным, после длительного обсуждения с профессиональным сообществом и апробации, первый этап которой состоялся в декабре прошлого года. В нем приняли участие более 36 тысяч одиннадцатиклассников из 21 региона. Задания выполняли ребята с высокой, средней и слабой подготовкой. Впереди детальный анализ результатов, тех замечаний и предложений, которые к нам уже поступили от специалистов из всех регионов нашей страны. Еще один этап апробации был организован весной. В августе планируется объявить итоги, на основе которых планируется сформировать конкретные планы поэтапной корректировки моделей контрольных измерительных материалов ЕГЭ в 2022-2024 годах.

Однако многих волнует вопрос: надолго ли сохранится ЕГЭ или у него появится альтернатива?

От ЕГЭ к портфолио

Показателен в этом плане опрос, проведенный вице-губернатором Санкт-Петербурга Ириной Потехиной ВКонтакте (по ее словам, ей надо было изучить отношение граждан к ЕГЭ накануне Петербургского международного экономического форума, в котором она приняла участие в дискуссии на тему образования). Итогом опроса стало то, что 74% респондентов признали более справедливой советскую систему выпускных экзаменов, то есть фактически проголосовали против ЕГЭ.

Комментируя данные опроса в эфире программы «Эхо Москвы в Петербурге» 13 июля, Ирина Потехина, в частности, отметила, что среди противников ЕГЭ оказались люди, у которых нет детей-абитуриентов. По ее словам, «они давным-давно не заглядывали в экзаменационный билет, не знают, как он выглядит, они живут какими-то страхами 15-летней давности, когда ЕГЭ действительно называли «угадай-ка»».

В то же время нынешние старшеклассники и их родители однозначно голосовали за существующую сегодня форму итоговой аттестации, потому что они к ней привыкли и знают все ее преимущества.

Однако вице-губернатор северной столицы не идеализирует ЕГЭ: по ее словам, он оценивает лишь образовательные результаты ребенка, но этого недостаточно для комплексной оценки его успешности. Поэтому у портфолио, по ее убеждению,большое будущее.

Убеждение это появилось не на пустом месте: Рособрнадзор совместно с Минпросвещения действительно планирует реализовать проект «Мои успехи», который с помощью цифровых технологий позволит отследить динамику внеучебных достижений выпускника в области искусства, спорта и т.д.

Портфолио существует и сегодня (например, можно получить бонус за хорошо написанное итоговое сочинение и активную волонтёрскую деятельность), теоретически оно дает дополнительные баллы к ЕГЭ, а на практике каждый вуз разрабатывает свои критерии оценки и учета внешкольных достижений, однако подавляющее большинство вузов вовсе не принимает его во внимание при приеме абитуриентов.

В одном из своих интервью Анзор Музаев заявил, что речь об отмене ЕГЭ в ближайшей перспективе пока не идет.

По крайней мере, это произойдет не раньше 2030 года, когда удастся добиться объективных школьных оценок за все годы обучения.

«Когда все базы данных оценок и достижений мы будем видеть в режиме реального времени, это все будет соединено в одну систему, и мы сможем эти данные обрабатывать, тогда, скорее всего, смысл итоговой оценки может уйти в прошлое. Но сейчас такой возможности нет», -пояснил руководитель надзорного ведомства.

Дело в том, что в настоящее время объективность школьных оценок вызывает большие сомнения: по данным Рособрнадзора, ежегодно как минимум 2 тыс. школ попадают в списки учебных заведений с необъективными результатами по итогам проведения всероссийских проверочных работ. Ежегодно тысячу человек удаляют с экзамена; в прошлом году из-за изменения формата аттестации школьников количество медалистов увеличилось на треть. Поэтому ЕГЭ со всеми его несовершенствами на сегодняшний день остается единственным способом объективного измерения качества образования и механизмом отбора абитуриентов.

Но очень хочется надеяться, что в ближайшем будущем цифровые технологии позволят отследить динамику учебных и внеучебных достижений школьника, а итоговая аттестация останется в прошлом.



Новости





























































Поделиться