Проба пера // Интервью

«Если тебе бывает стыдно за то, что ты сделал, значит, ты развиваешься»

Александр Адамский – об ошибках и о том, как в них признаваться родителям.
  • 1 июля 2021

«Если тебе бывает стыдно за то, что ты сделал, значит, ты развиваешься»
Иллюстрация: warfiles.ru

В рамках проекта «Образовательная медиадеятельность» ученики 5 «Г» класса зеленоградской школы № 854 Мичелла, Виталий и Анна взяли интервью у научного руководителя Института проблем образовательной политики «Эврика», главного редактора «Вестей образования» Александра Адамского. Публикуем его с разрешения авторов.

– Александр Изотович, о какой детской ошибке не узнали ваши родители?

– Практически обо всех во взрослой жизни. Я не делился с родителями своими ошибками во взрослой жизни. Так заведено. У меня всё всегда в порядке. Всё хорошо. Наверное, потому что приучили самому справляться со всеми ошибками. Может, это и неправильно. Другое дело, что вокруг есть другие люди. Или вы спрашиваете про детскую жизнь, а не про взрослую?

– Про детскую жизнь, совершенно верно.

Они не узнали про мои драки. Их было, правда, не много, но не узнали. Больше сейчас ничего в голову прийти не может.

– Этот вопрос, я думаю, больше на рассуждение. Как признаться в своей ошибке, если родители строгие?

– Классный вопрос. Здесь никогда не подгадаешь нужный момент. Но моё предложение крайне простое. Я пробовал эту формулу, она проходит. Можно предложить родителям сходные обстоятельства – как бы ты поступил или поступила на моём месте? То есть создать такую ролевую ситуацию. Здесь есть одна тайна.

Дело в том, что если вы очень похожи на ваших родителей, то в предложенных вами обстоятельствах родители себя поведут так же, как повели себя вы.

Это работает практически всегда. А дальше можно сказать: «Знаешь, со мной произошла такая же ситуация, и я сделал то же самое, что сделал бы ты». Можно так попробовать.

– Была ли у вас в детстве ситуация, за которую вам было стыдно?

– Конечно, огромное количество ситуаций, когда мне было стыдно. Я очень переживал, например, когда я опоздал на школьную олимпиаду по литературе, которую вела моя мама, а я заигрался в футбол и опоздал. И она меня вынуждена была не допустить, потому что я опоздал, а я должен был защищать честь школы в районе, в области. Мне было очень стыдно. Если тебе бывает стыдно за то, что ты сделал, значит, ты развиваешься. Это очень хорошая ситуация – переживание за то, что ты сделал. И это надо поддерживать изо всех сил.

– Как бы вы отреагировали в детстве на ошибки своих сверстников?

– В детском возрасте нетерпимо. Это, кстати, хорошая педагогическая ситуация – как реагировать на ошибки сверстников. Но, к сожалению, дети очень жестокие. Они ошибок чаще всего не прощают. По себе сужу.

– На каких произведениях литературы или фильмах вы учились не совершать ошибок?

– На любимой книге детства «Три мушкетёра».

– Как вы понимаете поговорку «ошибка – не обман»?

– Как то, что мы делаем ошибки несознательно, без умысла, не желая причинить кому-то вред. Поэтому мы не обманываем, а искренне делаем то, что делаем. А потом происходит осознание, что это была ошибка.

Поэтому ошибка – это скорее интеллектуальное событие, а не эмоциональное.

Потом уже она становится эмоциональной.



Новости





























































Поделиться