Культура // Статья

6 заданий для школьников, как распознать фейк-ньюс

На примере статьи Виктории Никифоровой о том, что ГУЛАГ – это социальный лифт.

6 заданий для школьников, как распознать фейк-ньюс
Фото из архива Музея ГУЛАГа

Статья Виктории Никифоровой об инициативе ФСИН вызвала массу разговоров и обсуждений. Статья стала провокацией для тех, кто профессионально занимается изучением истории ГУЛАГа, гуманитарным образованием, кто использует изучение истории репрессий в работе со школьниками и студентами.

Я хотел бы прокомментировать этот материал и еще раз обозначить, что сформулированные ей тезисы о хороших условиях в лагерях ГУЛАГа и социальном лифте – это рассуждения не только не историка, но и не журналиста. И профессия историка, и профессия журналиста требуют очень кропотливой работы с разными источниками, учета мнений профессионалов, выбор тех сведений, которые будут отвечать научным принципам познания прошлого.

Взвешенный и профессиональный ответ этому материалу и лично его автору дал мой коллега по Музею истории ГУЛАГа, историк, старший научный сотрудник Илья Удовенко. Он работает с материалами о прошлом в архивах, выезжает в экспедиции. Он использует архивные документы в качестве опровержения тезисов, озвученных Викторией Никифоровой.

Материал Виктории Никифоровой не представляет ценности для изучения истории XX века и ГУЛАГа. Но не хотелось бы терять ее непринудительный труд из багажа примеров субъективности, кощунства, фейков, непрофессионального отношения к журналистской работе.

В наше время огромное количество педагогов, учителей используют современные журналистские материалы для работы с учащимися. Они дают задания школьникам для анализа, призывают использовать публикации в проектной деятельности, показывают приемы распознания фейк-ньюс.

Для того чтобы этот материал В. Никифоровой не пропал и не запутался в цифровых следах, попробуем предложить несколько заданий, которые можно было бы использовать в работе с учащимися.

Задание 1

Дайте определения словам и понятиям, используемым в тексте В. Никифоровой:
  • ГУЛАГ.
  • Кулаки.
  • Нары.
  • Беспризорник.
  • «Астория» и «Метрополь».
  • Гулаговский контингент.
  • Принудительный труд.
  • Мещанство.
  • Деятельное раскаяние.
  • Тоталитаризм.

Задание 2

Кратко сформулируйте основные мысли (тезисы) автора, которые касаются истории ГУЛАГа. Изучите видеоинтервью, опубликованные на сайте проекта «Мой ГУЛАГ». Найдите противоречия между озвученными в материале тезисами и воспоминаниями людей (можно искать подтверждение тезисов, опровержение тезисов).

Задание 3

Найдите в Интернете материалы по теме ГУЛАГа (которые вы считаете достоверными). Изучите и проанализируйте их. Обоснуйте их достоверность (валидность). Как вы считаете, почему автор материала «Российские заключенные заработают на квартирах» озвучивает тезисы о «позитивности» ГУЛАГа?

Задание 4

Изучите, какие бывают методы исследования в исторической науке. Какие из выявленных вами методов могут доказать или опровергнуть позицию автора относительно истории ГУЛАГа, озвученную в материале.

Задание 5

Расспросите у своих родных об истории семьи.

Узнайте:
  • коснулись ли ваших предков репрессии;
  • были ли в вашей семье прошедшие через лагеря ГУЛАГа, арестованные, ссыльные, высланные, депортированные предки;
  • были ли в семье те, кто служил, работал в органах внутренних дел, органах государственной безопасности в период массовых репрессий.

Ответьте вместе с родными: как этот период повлиял на историю вашей семьи?

Задание 6

Внимательно изучите названия журналистских материалов В. Никифоровой:

  • Куда ушли миллиарды? Граждане ядерной державы экономят на еде
  • Российские заключенные заработают на квартирах
  • «Америка, помоги!» Олигарх признался, что готовил переворот
  • «Повреждение мозга»: НЛО – на службе Кремля
  • Американцам не хватает денег на бензин: виноваты русские
  • В 1945-м русские спасли Европу от самой себя: этого нам не простили
  • Муж верховного главнокомандующего: по ком скорбит Великобритания
  • Можем повторить. Отечественная культурная война и как нам ее выиграть
  • Котлета идет на войну: станет ли натуральная еда предметом роскоши?
  • Фабрика фейков и ее истинные хозяева

Выберете любое событие прошлого или настоящего. Придумайте название журналистскому материалу в схожей стилистике, который бы рассказывал о выбранном вами событии. Объясните, чем вы руководствовались в создании названия.


Каждый раз, когда сталкиваешься с позицией оправдания ГУЛАГа, задумываешься о том, что просветительская деятельность о прошлом как никогда важна. Реагировать на выпады, умаляющие ценность человеческой жизни, необходимо. И не важно, идет ли речь о беспризорнике, купце или мещанине. Говорится ли это о настоящем или прошлом.

Допуская рассуждения о том, что ради побед, достижений, освоения территорий можно было унижать, расстреливать, лишать свободы, мы допускаем, что все это возможно сделать и с нами в нашем XXI веке.

Фото из архива Музея ГУЛАГа



Новости





























































Поделиться