Статья Виктории Никифоровой об инициативе ФСИН вызвала массу разговоров и обсуждений. Статья стала провокацией для тех, кто профессионально занимается изучением истории ГУЛАГа, гуманитарным образованием, кто использует изучение истории репрессий в работе со школьниками и студентами.
Я хотел бы прокомментировать этот материал и еще раз обозначить, что сформулированные ей тезисы о хороших условиях в лагерях ГУЛАГа и социальном лифте – это рассуждения не только не историка, но и не журналиста. И профессия историка, и профессия журналиста требуют очень кропотливой работы с разными источниками, учета мнений профессионалов, выбор тех сведений, которые будут отвечать научным принципам познания прошлого.
Взвешенный и профессиональный ответ этому материалу и лично его автору дал мой коллега по Музею истории ГУЛАГа, историк, старший научный сотрудник Илья Удовенко. Он работает с материалами о прошлом в архивах, выезжает в экспедиции. Он использует архивные документы в качестве опровержения тезисов, озвученных Викторией Никифоровой.
Материал Виктории Никифоровой не представляет ценности для изучения истории XX века и ГУЛАГа. Но не хотелось бы терять ее непринудительный труд из багажа примеров субъективности, кощунства, фейков, непрофессионального отношения к журналистской работе.
В наше время огромное количество педагогов, учителей используют современные журналистские материалы для работы с учащимися. Они дают задания школьникам для анализа, призывают использовать публикации в проектной деятельности, показывают приемы распознания фейк-ньюс.
Для того чтобы этот материал В. Никифоровой не пропал и не запутался в цифровых следах, попробуем предложить несколько заданий, которые можно было бы использовать в работе с учащимися.
Задание 1
Дайте определения словам и понятиям, используемым в тексте В. Никифоровой:
- ГУЛАГ.
- Кулаки.
- Нары.
- Беспризорник.
- «Астория» и «Метрополь».
- Гулаговский контингент.
- Принудительный труд.
- Мещанство.
- Деятельное раскаяние.
- Тоталитаризм.
Задание 2
Кратко сформулируйте основные мысли (тезисы) автора, которые касаются истории ГУЛАГа. Изучите видеоинтервью, опубликованные на сайте проекта «Мой ГУЛАГ». Найдите противоречия между озвученными в материале тезисами и воспоминаниями людей (можно искать подтверждение тезисов, опровержение тезисов).
Задание 3
Найдите в Интернете материалы по теме ГУЛАГа (которые вы считаете достоверными). Изучите и проанализируйте их. Обоснуйте их достоверность (валидность). Как вы считаете, почему автор материала «Российские заключенные заработают на квартирах» озвучивает тезисы о «позитивности» ГУЛАГа?
Задание 4
Изучите, какие бывают методы исследования в исторической науке. Какие из выявленных вами методов могут доказать или опровергнуть позицию автора относительно истории ГУЛАГа, озвученную в материале.
Задание 5
Расспросите у своих родных об истории семьи.
Узнайте:
- коснулись ли ваших предков репрессии;
- были ли в вашей семье прошедшие через лагеря ГУЛАГа, арестованные, ссыльные, высланные, депортированные предки;
- были ли в семье те, кто служил, работал в органах внутренних дел, органах государственной безопасности в период массовых репрессий.
Ответьте вместе с родными: как этот период повлиял на историю вашей семьи?
Задание 6
Внимательно изучите названия журналистских материалов В. Никифоровой:
- Куда ушли миллиарды? Граждане ядерной державы экономят на еде
- Российские заключенные заработают на квартирах
- «Америка, помоги!» Олигарх признался, что готовил переворот
- «Повреждение мозга»: НЛО – на службе Кремля
- Американцам не хватает денег на бензин: виноваты русские
- В 1945-м русские спасли Европу от самой себя: этого нам не простили
- Муж верховного главнокомандующего: по ком скорбит Великобритания
- Можем повторить. Отечественная культурная война и как нам ее выиграть
- Котлета идет на войну: станет ли натуральная еда предметом роскоши?
- Фабрика фейков и ее истинные хозяева
Выберете любое событие прошлого или настоящего. Придумайте название журналистскому материалу в схожей стилистике, который бы рассказывал о выбранном вами событии. Объясните, чем вы руководствовались в создании названия.
Каждый раз, когда сталкиваешься с позицией оправдания ГУЛАГа, задумываешься о том, что просветительская деятельность о прошлом как никогда важна. Реагировать на выпады, умаляющие ценность человеческой жизни, необходимо. И не важно, идет ли речь о беспризорнике, купце или мещанине. Говорится ли это о настоящем или прошлом.
Допуская рассуждения о том, что ради побед, достижений, освоения территорий можно было унижать, расстреливать, лишать свободы, мы допускаем, что все это возможно сделать и с нами в нашем XXI веке.
Фото из архива Музея ГУЛАГа