Впервые ЕГЭ по информатике, который прошел в стране 24 и 25 июня, 113 тысяч человек его сдали на компьютере. В некоторых классах этот экзамен выбрал лишь один человек, в других – 18.
В целом по России ЕГЭ по информатике сдали 14% школьников, в то время как обществознание – 48%.
Хотя спрос на IT-специалистов на рынке труда в 2021 значительно вырос. Причиной стал массовый переход бизнеса в онлайн в связи с пандемией. По данным Forbes, выросли и зарплаты у большинства крупных IT-компаний. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в том году назвал медицинские, педагогические и IT-специальности самыми востребованными в России. За год популярность IT-профессий выросла, но почему-то на интерес учеников к информатике в школе это не повлияло.
Какие знания нужны, чтобы полюбить информатику?
Екатерина Лавренова, директор Института цифрового образования МГПУ, говорит, что информатику необходимо изучать непрерывно, начиная с начальной школы. «Сегодняшнее обязательное обучение информатике по одному академическому часу в неделю с 7-го по 9-й классы явно запаздывает. Понятий, которые необходимо освоить школьникам в области информатики, становится все больше в связи с развитием технологий. Тут и большие данные, и искусственный интеллект, и 3D-моделирование, виртуальная реальность, кибербезопасность. Конечно, уже в "началке" необходимо формировать информационную культуру в рамках самостоятельного предмета». К тому же, важно еще, чему учить. Если ребенок, который держит смартфон в руках с трех лет, а ноутбук освоил в шесть, приходит на урок, где его учат этот самый ноутбук включать и печатать текст в Word, шансов, что его этот урок заинтересует, катастрофически мало.
Поисковый антрополог компании Google Дэн Рассел провел исследование, согласно которому 90% людей не умеют использовать Ctrl+F для поиска информации. А это навык, который пригодится всем: от учеников школы при подготовке рефератов до профессоров. Почему бы не обучать «горячим клавишам» в школе? Для детей это будет своеобразная «магия» – «Смотрите, как одним нажатием сэкономить время».
У учителя информатики столичной школы № 2120 Марии Скориковой ЕГЭ по предмету сдают многие: даже среди кадетских классов больше половины отдали предпочтение компьютерным технологиям. Она выделила несколько основных моментов, которые обязательно нужно внедрять в программу по информатике.
Во-первых, это метапредметное обучение. Или то, что встречается в реальной и школьной жизни. Например, геометрию удобно изучать с помощью программы GeoGebra: с IT-компетенциями это делать легко, а приятным бонусом может стать улучшение знаний по геометрии. Дети создают подвижные чертежи, осваивают логическое введение в программирование – и всё это уже в 7 классе.
GeoGebra
Другой пример. В 8 классе можно объединять информатику с начальной робототехникой – ставить задачу и с помощью команд решать её. То есть через результат мы приходим к изучению. А в 5 классе дети в восторге от среды программирования Scratch. Они придумывают собственные игры и мультики, задействуют метапредметность и даже по истории создают сюжеты из Древнего Мира.
Программирование – важная часть программы, онлайн-анкетирование в социальных сетях Вконтакте и Инстаграм показало, что 31% школьников хотят изучать код в школе.
Scratch
Во-вторых, Мария считает обязательным изучение в школе основ кибербезопасности – как отличить подлинный сайт от подложного, избежать кибербуллинга, распознать схемы мошенничества. Всё это можно и нужно рассказывать на уроках уже в 5 классе.
В-третьих, детям интересно осваивать программы и редакторы, создавать презентаций и видео, что пригодится в школе, в вузе и на работе.
В школе № 1368 из 87 выпускников ЕГЭ по информатике сдали 31 человек, а в инженерном классе 18 человек из 31. Учитель информатики Яна Мазурова считает, что на уроках информатики необходимо включать задачи из реальной жизни, а не абстрактные.
Ученики с помощью программирования и таблиц Excel решают проблемы экологии и финансовой грамотности: подсчитывают, сколько пластиковых стаканчиков человек расходует за год и за всю жизнь, рассчитывают выгодные условия для кредита.
«Информатика идет вперед, дети быстро осваивают новые технологии. Выпускник 2021 года знает намного больше, чем выпускник 2013 года и учителям необходимо держать этот уровень. Помогают внешние ресурсы, такие как МЭШ и Яндекс.Учебник» – рассказывает преподаватель.
Кто поможет?
В помощь школам крупнейшая IT-компания страны создала интерактивный курс. Яндекс.Учебник по информатике покрывает требования школьной программы 7 класса. Семиклассников учат программировать на Python, создавать компьютерную графику, пользоваться облачными хранилищами. «Изучая прикладной язык программирования, осваивая алгоритмику и развивая цифровые навыки школьники учатся ориентироваться в цифровом мире: отличать мошеннические сайты от настоящих, грамотно и безопасно использовать пароли, работать "в облаке", редактировать тексты в цифре. Все это пригодится в жизни», – говорит руководителя службы разработки курса Влада Степанов. Это не значит, что все должны становится программистами, но без навыков работы с компьютером и информацией сейчас сложно в любой профессии. Компьютер и программирование помогает нам сэкономить время и силы.
Также 31% учеников считает нужным добавить в программу школ программирование, отметив, что информатика такого навыка не даёт.