Культура // Статья

Почему нельзя научить патриотизму

Что такое патриотизм и как говорить об этом со школьниками? Размышляют ​кандидат исторических наук, методист ИСМиТО МГПУ Сергей Щербаков и старший методист Антон Кошелев.
  • 7 мая 2021

Почему нельзя научить патриотизму
Иллюстрация: culture.ru

Антон Кошелев: «Избегать высокопарные фразы и клише, говорить на понятном детям языке, обращать внимание на такие аспекты событий прошлого, которые с психологической и эмоциональной точки зрения близки подрастающему поколению»

«Когда мы говорим о патриотизме, важно понимать, что каждый трактует этот термин по-своему. Это зависит и от культурных образцов, транслируемых обществом и семьей, и от личного социального опыта человека. И порой в полной мере осмыслить природу патриотизма, бывает сложно, потому что это понятие – всеобъемлющее.

Преподать тему патриотизма можно интересно. Во-первых, стоит избегать высокопарных фраз и клише. Говорить на понятном детям языке, обращать внимание на такие аспекты событий прошлого, которые с психологической и эмоциональной точки зрения близки подрастающему поколению. Особенно аккуратными стоит быть с примерами из истории XX века, за которыми лежит жизнь человека из недалекого прошлого, чьего-то родственника. Морально-этический аспект здесь выходит на первый план.

Во-вторых, не стоит увлекаться рассказами только о героических подвигах и самопожертвовании, гибели патриотов в борьбе с внешними врагами. Это слишком однобокое понимание патриотизма. Мы должны помнить о том, что патриотизм, особенно в многонациональной стране, неотделим от готовности к позитивному межкультурному, межконфессиональному общению. Терпимость и взаимное уважение – тоже цели патриотического воспитания.

В-третьих, надо использовать в работе яркие образы известных событий прошлого. Например, истории и обществознания, истории и литературы и пр. Та же поэма «Василий Тёркин» может стать настоящим «клондайком» идей для разработок в руках заинтересованного специалиста.

И, наконец, нужно понимать, что современные дети живут в современном мире, и их окружают проблемы, не всегда «героически» решаемые.

Однако путь к успеху – шаг к гражданскому самосознанию, а вместе с ним и развитие интереса к своей Родине, – это синтез опыта великих предков и действий простых граждан сегодня. Можно познакомить ребят с проектом «Активный гражданин», волонтерскими и благотворительными программами и проектами, пригласить детей к общению с деятелями науки, искусства и бизнеса».

Сергей Щербаков: «Патриотизм появляется у человека в условиях, в которых он живет и развивается как личность. Это чувство. Поэтому на вопрос о том, можно ли научить патриотизму, ответ однозначный – нет»

«Патриотизм появляется у человека в условиях, в которых он живет и развивается как личность. Это чувство. Поэтому на вопрос о том, можно ли научить патриотизму, ответ однозначный – нет. А вот на вопрос: «Можно ли воспитать патриотизм?», отвечу да, поскольку патриотическое воспитание формируется в семье, в обществе, на уровне государства и даже в международных отношениях. Здесь важно понимать, что патриотизм – это не только беседы о Великой Отечественной войне. Это все, что связано с нашей Родиной: развитие науки и медицины, освоение космоса, необъятная география нашей страны. Ценности и убеждения, научная и культурная деятельность, уважение к истории и традициям Отечества. Так как же педагоги могут воспитать патриотизм?

Педагоги могут применять более тонкие подходы к методике воспитания­ патриотизма: воссоздать на уроке атмосферу героического прошлого и дать ученикам прочувствовать эмоции, которые испытали очевидцы событий нашей истории.

Например, вместе со школьниками прочитать фронтовые письма и сделать театральную постановку или посмотреть кадры полета Юрия Гагарина и придумать космический квест.

Это можно воплотить в командах с учениками: групповая работа веселее и интереснее для детей. Важно включать в программу воспитательной работы экскурсии в музеи, проводить научные и культурные внутришкольные мероприятия, участвовать в поездках со школьниками на места воинской боевой славы. На уроках и классных часах педагоги сейчас активно используют контент библиотеки «Московской электронной школы»: экспозиции музеев и уникальные документы федеральных архивов.

Подспорьем в этом вопросе станут также другие материалы МЭШ. Например, в сценарии урока «Народы СССР в борьбе с фашизмом» школьники познакомятся с традициями фронтового братства и взаимовыручки, а в учебном пособии «Герои Великой Отечественной Войны» ребята найдут информацию о партизанском движении в СССР, летчиках, пионерах, полководцах Победы и других героях. С помощью теста «Героизм советских людей в годы Великой Отечественной войны» учащиеся проверят знания о разведчиках и узнают о самоотверженной роли женщин в годы войны.

Патриотизм проявляется и в изучении передового зарубежного инженерно-технического опыта. Сценарий урока по английскому языку и астрономии «Spotlight 11. Module 6a. Space. Communication» содержит задания, которые раскрывают вклад нашей страны в развитие космической отрасли.

Таких материалов в библиотеке «МЭШ» еще много: детям и родителям будут также интересны уроки «Люди Победы», «День российской науки», «Исследования космоса. Пилотируемая космонавтика», «Уроки на все времена», цикл «Города-герои».

Поэтому на школьных уроках или во время внеурочной работы учителям стоит искать и применять новые подходы к воспитанию патриотизма с учетом со­временных тенденций».



Новости





























































Поделиться