30 апреля началось заседание клуба «Норма и деятельность». Эксперты обсудили систему координат того, что происходило, происходит и будет происходить в развитии образования.
Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, представил периодизацию реформ на основе политической периодизации советского и постсоветского периода. Он четко и акцентированно охарактеризовал ключевые события и задачи каждого периода.
«В настоящее время наблюдается стремительное нарастание бюрократизации образования и педагогический кризис», – отметил докладчик.
Михаил Богуславский, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, предложил периодизацию системы образования не с политической точки зрения, а с научной стороны развития образования. В качестве критерия периодов он предложил идеологии социализма, демократии, либерализма и консерватизма. «Единственная реформа, которая была выполнена на 100%, была реформа 1984 года», – заметил эксперт. В своем выступлении он дал описание ретроинновационных волн реформ российского образования как обращение к потенциалу прошлого.
Александр Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика», выбрал образно-знаковый формат для описания типов образовательной политики: «Сократовско-Выготская» и «Кайзеровско-Сталинская». В своем выступлении эксперт выдвинул гипотезу маятника образовательной политики: «Особенность маятника образовательной политики в том, что он одновременно может находиться в нескольких точках своей траектории. Образовательная политика не линейный процесс».
На общей дискуссии эксперты пытались выстраивать многомерную модель реформ с анализом факторов, влияющих на образовательную политику.