Качество образования // Статья

«Не ЕГЭ единым»: как разнообразить занятия в школе?

«Вести образования» посмотрели вебинар учителя естествознания и права, учителя года России–2018 и Народного учителя Чеченской Республики Алихана Динаева на площадке «Учительской Академии», организованной Академией Минпросвещения России, и подготовили топ-5 необычных идей для педагогов.

«Не ЕГЭ единым»: как разнообразить занятия в школе?
Фото из личного архива

Что должен делать учитель, чтобы дети не скучали на уроках? От каких приемов педагогам стоит отказаться и как Илон Маск и Билли Айлиш могут повлиять на знания учеников? Учитель обществознания Алихан Динаев на еженедельном вебинаре «Учительская Академии» на площадке Академии Минпросвещения России поделился своей педагогической практикой и рассказал, какие новые образовательные приемы необходимо включить в повседневные занятия в школах.

1. Создавайте актуальные истории

«Часто задания из учебников вызывают много вопросов. И ты невольно хватаешься за голову, когда читаешь эту трагическую историю про большого пестрого дятла, который делает 130 ударов в минуту», – рассказывает Алихан Динаев. Абстрактные условия задачи, которые не имеют отношения к современным реалиям, лишают ваших учеников мотивации. Создавайте живые истории с реальными примерами из жизни, добавляйте яркие детали, которые могут привлечь внимание. «На одном из уроков в качестве примера я использовал фотографию Билли Айлиш (популярная американская певица и автор песен. – Прим. ред.). Реакция была ошеломительной, дети мгновенно оживились», – отметил эксперт.

По словам учителя, его коллеги тоже применяют этот прием на своих уроках. Так, один педагог сделал главным героем своей презентации Илона Маска. «В аудитории были взрослые люди, но среди них сидел ученик средней школы. Вы бы видели, как он начал отчаянно тянуть руку, чтобы учитель дал ему слово», – рассказывает Алихан Динаев. Указывайте в заданиях популярные фильмы, актеров и героев сериалов, которых знают и любят ваши ученики, и вы увидите, как быстро изменится их реакция. «В одиннадцатом классе мы не только детей к ЕГЭ готовим, у нас есть и другие цели. Не ЕГЭ единым мы с вами живем», – подчеркивает эксперт. Творческое развитие, общение с одноклассниками и проявление искреннего интереса к предмету – не менее значимые задачи для образовательного процесса.

2. Конкретизируйте примеры – никакого гражданина Z

В заданиях ЕГЭ мы постоянно сталкиваемся с неопределенными названиями, которые из года в год практически не меняются. Всем известен гражданин Z, который открыл какое-то предприятие в городе N. «Я знаю, что гражданин Z вызывает раздражение среди учеников, поэтому стараюсь избегать его упоминания в текстах», – отмечает эксперт.

Добавляйте в задания своих учеников, делайте из них героев своих сюжетов. Вспомните, чем они увлекаются, о чем мечтают и кем себя видят в будущем. Конкретные примеры с их участием повышают вовлеченность и мотивируют детей решать задачи с интересом.

«Учитель открыто демонстрирует, что он понимает своих учеников, интересуется ими. Дети всегда это чувствуют», – поделился Алихан Динаев.

3. Вместо доклада – творческие задания

«Ученики не любят домашние задания из-за того, что они стандартные и банальные», – считает Алихан Динаев. Предлагайте оригинальные задания, например, в формате блога в социальных сетях, где экономический деятель, художник или политик делится с подписчиками событиями из своей жизни, публикует новости, исторические фотографии. «Они могут добавлять туда какие-то цитаты, мысли, комментарии современников», – убежден эксперт. Стандартный реферат превращается в макулатуру и быстро забывается, а творческие задания остаются на долгие годы, дети могут к ним вернуться спустя много лет.

Еще одним вариантом необычного задания может быть видеорепортаж. Если вы, например, проходите тему налогов, попросите учеников сделать социологический опрос или специальный репортаж с комментариями профессионалов или обычных людей из их окружения. «Это замечательная школа актерского и журналистского мастерства, где дети могут проявить себя, это то, что они любят, понимают и в чем отлично разбираются», – считает учитель.

4. Не забывайте про интерактив

Устраивайте опросы среди учеников и выбирайте оригинальные способы ответов. Это могут быть какие-то известные фразы или действия. Подключайте класс к организации опроса, дети сами могут по очереди придумывать правила совместной игры. «Такой подход вызывает у детей радость, улыбку на лице и оставляет только приятные эмоции», – убежден Алихан Динаев.

Для ученика, который придумал механику ответов, это своеобразный звездный час, потому что он становится лидером в классе. Это еще один способ борьбы с рутиной и привычным распорядком дня. «Каждый урок будет приводить к новым оригинальным идеям», – отметил эксперт.

5. Соединяйте теорию с практикой

Применение полученных знаний на практике – самый необходимый навык. Ваши ученики должны понимать, что информация, которую они получают на уроках, пригодится им в реальной жизненной ситуации. Мотивируйте детей писать бизнес-планы, самим оформлять ИНН, готовить петиции или составлять иски. «Если мы даем задания, в которых много практики, дети полюбят ваш предмет и охотнее будут ходить на уроки», – считает учитель.

Когда ученики на уроке оформляют себе банковскую карту или открывают счет в банке (разрешено с 14 лет), они подсознательно меняют представление о предмете и с гордостью делятся своими навыками со знакомыми и друзьями. «Недавно мы взяли с учениками несколько фирм, которые работают рядом с нашей школой, и составили рекламную стратегию, разработали план повышения прибыли в несколько раз. Дети предлагали удивительные идеи», – поделился Алихан Динаев.

Еще больше вебинаров вы можете посмотреть на сайте Академии Минпросвещения. В рамках проекта «Учительская Академии» каждый четверг учителя-предметники делятся передовыми практиками организации уроков, эффективного взаимодействия с учениками и родителями, рекомендуют образовательные ресурсы и сервисы.

От редакции



Новости





























































Поделиться