Существует множество свидетельств того, что учащиеся из разных социальных групп отличаются не только своими образовательными результатами, но и условиями, в которых они учатся. Как показывают последние данные исследования PISA, социально-экономический статус учащихся в значительной степени связан с их достижениями по читательской, математической и естественно-научной грамотности во всех 76 странах, участвующих в исследовании.
Как возможности и установки родителей влияют на образование детей
Неравенство доступа к образованию связывают с разницей в ресурсах, которые вкладывают в образование разные группы семей: развивающие игры, условия для обучения дома (рабочий стол, компьютер, книги), дополнительные занятия, репетиторы... Речь не только о том, сколько денег вкладывают родители в обучение своих детей. Большую роль играет и время, которое родители готовы тратить, например, на сопровождение ребенка в Центр развития или Школу искусств на другом конце города.
Неравенство результатов прежде всего объясняют различными условиями развития и воспитания ребенка в семье, начиная с раннего возраста: интенсивность и качество семейного общения, игра, чтение, посещение музеев, театров, помощь в выполнении домашних заданий.
Существенно, что, помимо различий в возможностях и усилиях, семьи разных социальных групп отличаются установками и ожиданиями в отношении образования своих детей, которые оказывают дополнительное и важное влияние.
Семьи с низким социально-экономическим статусом (с низким уровнем доходов и образования) имеют более скромную планку ожиданий относительно того, где и насколько успешно будет учиться ребенок.
Если определенный уровень образования не является доступным для всех, привилегированные группы используют свое преимущество для обеспечения детям достижения этого уровня. Если же уровень образования универсальный, ресурсы семей направляются на обеспечение более высокого качества в рамках этого уровня образования.
То, как работает этот механизм, особенно заметно в ситуациях перехода с одного уровня образования на другой или выбора образовательной организации.
Обеспеченные и образованные семьи в большей степени ориентированы на обучение ребенка в старшей школе после 9-го класса и поступление после 11-го класса в вузы, желательно более престижные.
Такие родители выбирают дошкольные организации, школы с повышенным уровнем образования, более продвинутые кружки лучше, чем другие семьи, понимая их сравнительные преимущества и оптимистично оценивая способность своих детей учиться на более высоком уровне сложности.
Особенно драматично то, что, даже если ребенок из семьи с низкими доходами демонстрирует высокие образовательные результаты, одинаковые и даже превосходящие результаты детей из привилегированных групп, социально-экономический статус семьи будет влиять на принятие решений о его будущей образовательной траектории. Этот факт подтвержден многочисленными исследованиями в зарубежных странах.
Одно из наиболее свежих исследований ученого из Нидерландов Андреа Фостер показывает, что малообеспеченные родители, по-видимому, резко снижают свои ожидания, если их дети получают более низкие оценки, чем те, на которые они рассчитывали ранее. В свою очередь родители с высоким социально-экономическим статусом часто сохраняют свои высокие ожидания, даже если они получают информацию о неутешительной успеваемости в школе. Родители с низким социально-экономическим статусом не так активно лоббируют интересы своих детей.
С другой стороны, если уровень образования оказывается выше ожидаемого, родители с низким социально-экономическим статусом по-прежнему склонны придерживаться своих более скромных ожиданий, в то время как обеспеченные семьи, наоборот, поднимают планку.
Что говорят исследования
В России специалисты Института образования (Т. Хавенсон, Е. Чиркина) обнаружили, что дети из семей с низкими доходами чаще идут в СПО, даже если у них высокие образовательные результаты, и после 11-го класса они чаще выбирают неселективные вузы, даже имея хорошие баллы ЕГЭ.
Однако от благосостояния семей зависит не только уровень ожиданий и притязаний. Исследования показывают, что семьи могут получить больше от системы образования, если они лучше осведомлены о путях образования, доступных для их детей.
Родители с неблагополучным социально-экономическим положением часто менее осведомлены о том, чего их дети могут достичь, имея диплом по окончании того или иного учебного заведения. Это мешает им принимать решения относительно образовательной траектории их детей. Более того, эти родители менее знакомы с культурой взаимодействия в различных учебных заведениях: они не умеют общаться с педагогами по вопросам обучения детей; не знают, как договориться об обучении в определенном классе в параллели; как выбрать подходящий профиль обучения на основе консультирования о сравнительном содержании и перспективах. Отсутствие таких навыков отрицательно сказывается на результатах обучения их детей.
Особенно остро эта ситуация проявляет себя в системах образования, где родители уже на раннем этапе сталкиваются с выбором следующих уровней обучения (например Голландия, Германия).
Другие исследования показывают, что семьи, относящиеся к среднему классу, в большей степени, нежели малообеспеченные, активны в поиске образовательных возможностей для своих детей, находят и сопоставляют сведения об учителях, о репутации образовательных организаций.
В свою очередь родители с низким социальным статусом демонстрируют меньшую компетентность в работе с информацией, позволяющей узнать об образовательных возможностях в разных организациях и правилах поступления, в том числе в использовании электронных сервисов (сайты, навигаторы и т.п.).
Важно понимать, что влияние таких факторов, как знания и ожидания родителей, может быть сильнее или слабее в зависимости от того, насколько сильна дифференциация на разных уровнях образования. Эффекты очевиднее в странах, где выражены различия между группами школ или происходит разделение траекторий (классов, школ) в зависимости от результатов образования, где используются инструменты отбора в детские сады, школы, учреждения дополнительного образования даже там, где нет привязки школы по месту жительства. Сильные группы в целом более эффективно используют возможности вариативной системы образования. Они первые приведут своего ребенка в предуниверсарий или школу РАН, в «Кванториум» или «Сириус».
Еще один драматичный аспект этой темы заключается в том, что установки и стратегии менее образованных и обеспеченных семей в известном смысле наследуются детьми:
– они проявляют пассивность в отношении будущего, неуверенность в своих карьерных амбициях,
– они не проявляют инициативу, реже просят помощи и поддержки от учителей.
В свою очередь дети из семей с высоким экономическим статусом не только имеют более высокие ожидания/притязания, но лучше знают правила игры и умеют использовать потенциальные возможности.
Но не все так безнадежно, как это представляется на первый взгляд.
Можно ли снизить риски неравенства?
Конечно, установить социальное равенство и устранить механизмы селекции в системе образования в ближайшей перспективе не удастся. Но реальным инструментом снижения рисков неравенства является широкое информирование родителей о различных образовательных возможностях, барьерах или преимуществах при выборе школы, колледжа и вуза.
Исследования показывают, что доступность и адаптированность информации при выборе школы имеет большое значение для менее образованных семей. Так, например, родителям была предоставлена возможность совершить выбор из числа нескольких школ округа. Листы, на которых приводился перечень школ, содержали информацию о результатах тестирования обучающихся. Любопытно отметить, что даже семьи с низким уровнем доходов предпочли направить своих детей в школы, которые имели более высокие результаты, а не в те учебные заведения, которые располагаются по соседству. То есть при выборе школы территориальная доступность перестала рассматриваться в качестве одного из решающих факторов, и бОльшую значимость обрели возможные академические достижения детей.
Есть примеры, когда консультативная помощь семьям с низким и средним уровнем дохода – информация о существующих вариантах послешкольного образования, о правах на получение государственной помощи при поступлении в колледж – также повышали вероятность поступления.
Отсюда следует, что, продвигая политику по повышению равенства образовательных возможностей на макроуровне, нельзя упускать из виду или недооценивать потенциал инструментов на микроуровне.
Органам управления образованием, школам и организациям дополнительного образования следует предложить менее благополучным семьям информационную и консультационную помощь, навигационные сервисы, мотивирующие и помогающие максимально использовать образовательные возможности.