Пост#1 // Колонка

Закупка на 800 млн, достаточно полезная для современной школы

Обычные уроки планируют дополнить развлекательным контентом. На эти цели будет выделено 800 млн рублей. Инициатива подразумевает внедрение подкастов, видеороликов и игр-симуляторов в образовательный процесс. Спрашиваем у основателя проекта «Е-проф» Александра Молчанова, что он про это думает.

Закупка на 800 млн, достаточно полезная для современной школы
Иллюстрация: dribbble.com

Прочитав заметку о закупке для школьников контента в рамках проекта «Цифровая образовательная среда», я, конечно, слегка не доверяя журналистам, обратился к порталу госзакупок и погрузился в чтение конкурсной документации.

С одной стороны, я очень рад, что государство решило потратить значительную сумму на образовательный контент, чтобы не стоять с протянутой рукой к бизнесу, как это было в марте 2020 года. Спасибо нашему российскому бизнесу, который на период вынужденной дистанционки открывал доступ к своим ресурсам бесплатно. На мой взгляд, это сильно помогло школьникам и родителям пережить сложный период. Потому такие расходы на контент кажутся подготовкой «к прошедшей войне», как говорят в армии.

Хотя стоит отметить, что предлагается разработать практически всё то, что должно было лежать в изначальном проекте Российской электронной школы, то есть, по сути, целостные курсы, позволяющие реализовать обучение школьников с 1-го по 11-й класс как частично, так и полностью, причем с разной степенью углубления в предметы. Это интересно и полезно для школ, где бывает некомплект педагогов, школ, где бывают разновозрастные классы, труднодоступных школ, школ в небольших городках и поселках городского типа, где в одном классе могут быть дети с очень разным уровнем подготовки. То есть это прекрасное дополнение к традиционной школе и педагогу.

С другой стороны, эта закупка вызывает огромное количество вопросов у специалистов.

Что же так настораживает? Прежде всего то, что деньги вливаются в контент.

Было понятно, когда строились порталы и создавался контент для школ в 2002–2006 годах в рамках ФЦП «РЕОИС», те самые знаменитые ФЦИОР, которые до сих пор работают в некоторых школах. Тогда же было понятно, что контент закупался и для отправки в регионы на компакт-дисках. Но почему стоит снова закупать контент для школ, да еще некий универсальный контент, без учета многообразия учебников? Мне такой подход не совсем понятен.

Еще смущают сроки закупки, в марте будет объявлен победитель, а все работы должны быть выполнены до декабря, причем в одном из пунктов идет речь о некоем перечне организаций, которые будут согласовывать тематический классификатор, его положения и содержание, тематическое планирование, рабочие программы. То есть пока не будет получено согласование самого перечня организаций, а также не будет согласована рабочая программа, приступить к разработке интерактивных и прочих модулей будет невозможно. Сами графики разработки выпадут скорее всего на летний период, а к 1 октября все должно быть передано заказчику.

И опять же у меня сразу возникает вопрос: рабочая программа, содержание, тексты и тесты – это хорошо, а будет ли образовательный модуль, созданный на основе этого контента, достигать заданных учебных результатов? Будут ли проводиться такие исследования? Правильные ли технологии и форматы были применены?

Не получится ли, как у Райкина – и рукава пришиты, и пуговицы, а кто же за костюмчик в целом отвечает? Не слишком ли опрометчиво потратить 800 млн рублей, не имея гарантий безопасного образовательного результата? И опять же с учетом сроков это не инвестиция в разработку инструментов, которых нет, а скорее всего закупка уже готового, причем через крупного образовательного интегратора, который соберет вместе и модули по математике, и по русскому языку, и по китайскому, и по другим предметам.

Также большие сомнения в целесообразности закупки подкастов. Для чего они закупаются? Как гарантировать их качество? Почему они просто не могут существовать в пространстве интернета на абсолютно рыночных условиях, без государственных денег? Также хочется спросить: «А исследования эффективности применения такого контента или его компонентов проводили? А сколько времени длились исследования? А результаты исследований были представлены в публичном пространстве? Или же просто результаты исследований не попали в публичное пространство? А почему? В них есть что-то секретное или результат оказался не очень? А почему нет ссылки на эти исследования и их результаты в самом ТЗ этой закупки?»

У меня возникает очень много вопросов к этой закупке, достаточно полезной для современной школы.



Новости





























































Поделиться