С 1 по 3 декабря 2021 года Центр исследований в области образовательной политики «Эврика» проводит онлайн-стажировку в зарубежных детских садах. Во второй день стажировки участники знакомились с румынским детским садом "Bambi" из Бухареста.
Этот частный детский сад работает по программе «Step by Step». Для самых маленьких воспитанников (два-три года) адаптационный период проходит вместе с родителями и длится не более недели. Каждый день увеличивается время пребывания ребенка в саду и дистанция между ним и родителем. С 12 детьми в группе работают три педагога: два постоянных воспитателя и один сменный.
Рабочий день для сотрудников начинается в 06.30 утра, а сад для детей открывается в 07.00. Каждое утро на входе всех ребят и родителей встречает директор сада Валентина.
Далее дети уже без родителей проходят утренний медицинский фильтр (замер температуры, визуальный осмотр медработника), а далее в раздевалке их встречают воспитатели. В саду четыре этажа для разных возрастных групп, поэтому сразу после раздевалки (их в саду – три) дети поднимаются в свою группу. Причем поднимаются и спускаются они по разным лестницам.
На входе в каждую группу размещена специальная доска – Morning Meeting с расписанием занятий на день и формами, которые ребята заполняют сами – дата, день недели, погодные условия, во что дети сегодня одеты, какое у них настроение.
Каждый день во всех группах для детей старше трех лет начинается с Утреннего круга. Ребята рассаживаются по кругу, делятся новостями, настроением и вместе приступают к планированию дня: чем они будут сегодня заниматься, что за чем следует, сколько времени они будут заниматься тем или этим.
На Утреннем круге каждый ребенок сам выбирает себе какую-то обязанность, которую он хотел бы выполнять в течение дня. Например, помочь с обедом, расставить материалы перед занятиями и так далее. Для этого дети в соответствующий кармашек с рисунком занятия вкладывают карточку со своей фотографией.
Если вдруг одно и то же занятие выбрали двое или трое ребят, то они договариваются между собой: как они будут это делать – вместе или по очереди, либо они могут поменяться активностями с другими ребятами.
Вообще принимать решение, делать выбор, объяснить причину этого выбора и нести за это ответственность – очень важный элемент воспитания и образования. И то, что дети учатся этому уже в таком раннем возрасте, говорит о значимости этого навыка.
Далее дети расходятся по группе, где их ждут разные активности:
- Центр грамотности – это чтение книг, которое является приоритетным направлением в воспитании маленьких детей. Книжная полка расположена в центре группы, и книги всегда в свободном доступе. Любой ребенок может взять книгу, почитать про себя или вслух, попросить воспитателя почитать ему эту книгу или просто разглядывает картинки.
- Центр науки – это активности, связанные с экспериментами, опытами, направленными на познание окружающего мира.
- Центр математики, в котором собраны разные геометрические фигуры, конструкторы.
- Центр креатива с набором различных материалов, из которых ребенок может создать что угодно.
- Центр кулинарии. Дети знакомятся с посудой, продуктами, кухонными принадлежностями и оборудованием, а также могут самостоятельно приготовить что-то элементарное.
- Центр профессий. Здесь расположены костюмы представителей разных профессий и их инструментарий. Дети могут примерить на себя роли полицейского, строителя, пожарного и так далее.
После активностей ребят ждет горячий обед.
Пища в саду привозная, в индивидуальных контейнерах. Воспитатели обедают за одним столом вместе с детьми.
Когда погодные условия позволяют, ребята могут обедать на улице. Они сами расставляют мебель и выносят свои контейнеры, а после обеда также всё сами убирают на места.
На каждого воспитанника составляется индивидуальное портфолио. В него входят личная информация о ребенке, его рисунки, оценочные результаты, комментарии педагогов.
В этом детском саду день рождения воспитанника – общий праздник. Все делают открытки имениннику, готовят сюрпризы, поют песни. Это вызывает очень много положительных эмоций, а также повышает значимость ребенка.
Еще один ключевой навык, которому обучают детей в этом детском саду – умение делиться. Например, воспитатель ставит перед ребятами одну корзину с разными фруктами. Ребята их берут, а потом воспитатель просит обменяться ими и рассказать о том фрукте, который достался.
В детском саду «Бэмби» есть одна замечательная практика – выездные профориентационные экскурсии. Малыши с воспитателями посещают различные учреждения как государственные, так и частные: полицейский участок, пожарную службу, кондитерскую, пекарню, цветочный бутик, маникюрный салон. Также представители этих профессий приходят в детский сад и рассказывают о своей профессии. Такое взаимодействие позволяет маленьким детям расширять кругозор, развивать коммуникационные навыки и изучать на практике финансовую грамотность.
Мария Баркар