BIG DATA // Статья

YouTube и TikTok пришли в школу: для чего педагоги используют интернет-платформы


YouTube и TikTok пришли в школу: для чего педагоги используют интернет-платформы
Фото: seofiles.s3.amazonaws.com

Еще совсем недавно учителя привыкали к электронному журналу, а теперь уже вовсю используют интернет для решения учебных задач и профессионального роста. В онлайне проходят уроки, конкурсы, встречи педагогических сообществ. Зачем учителя идут в интернет, какие платформы предпочитают и чем их наполняют – разбираем успешные кейсы российских педагогов.

Обмен опытом и признание

Подготовка к уроку с нуля занимает уйму времени: прописать сценарий, придумать интересную подачу, изготовить дидактические материалы. Использовать их один раз и забыть – непродуктивно, гораздо лучше – поделиться с коллегами, улучшить и доработать в процессе. Для этого и существуют профессиональные педагогические интернет-ресурсы, такие как NSPORTAL, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов и Программа развития.

Помимо обмена опытом, учителя могут получить грант за сценарий урока. Так, преподаватель русского языка и литературы московской школы № 1368 Светлана Растворова разработала занятие по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» и выложила его на платформе МЭШ:

«По задумке урок состоит из шести этапов, включающих разнообразные формы деятельности: видеофильмы, интерактивные задания, тесты, работа в приложении, задания в формате ВПР, ОГЭ, ЕГЭ или PISA», – рассказывает она.

Для Светланы это был 24-й урок в МЭШ, и о гранте она даже не думала, просто хотела создать современный и познавательный материал. Коллеги использовали его в работе больше 1500 раз – такое количество использований материала дает возможность получить грант. После педагог получила еще три гранта за свои сценарии и начала создавать целые тематические подборки по литературе.

Выкладывают полезный контент учителя, конечно, не из корыстных целей, а, прежде всего, чтобы развиваться в профессии и внести свой вклад. «От создания материала до получения гранта педагог проходит достаточно длинный путь: мало того, что материал должен быть без ошибок, соответствовать всем методическим и содержательным требованиям, должен пройти модерацию, а это редко получается с первого и даже со второго раза, он должен получить отклик в сердцах учителей и учеников», – говорит старший методист отдела развития содержания общественно-научных предметов Московского городского педагогического университета Александр Перцев.

Популяризация науки и своего предмета

Если педагог не боится камеры и готов писать сценарии, то видеохостинг YouTube с нетерпением ждет его. Возможностей масса: записывать короткие видео с объяснениями тем, выкладывать фрагменты уроков. Первые ролики лучше разослать знакомым, чтобы они поддержали канал на старте, и система зафиксировала его как востребованный.

Учитель школы № 2120 Наталья Чернева, основатель канала «Учебник вслух», читает и записывает на видео учебники и произведения школьной программы. На канале уже 79,5 тысяч подписчиков. У каждого предмета есть свой плейлист. Судя по просмотрам, особенно популярны уроки истории.

«Изначально я создавала канал, чтобы ребятам было удобнее заниматься, ведь они привязаны к гаджетам, с воодушевлением относятся к учебе со смартфона. Потом получила положительные отклики от коллег. Детям, у которых русский язык не родной, дислексикам, подача материала, при которой они видят текст и слушают аудио, помогла ощутить прогресс. Я хотела, чтобы канал развивался, но не из-за заработка и ради собственной популярности. Хотя было приятно, когда через полтора года мне начали приходить первые деньги от YouTube», – говорит Наталья.

Для другой популярной соцсети – ТикТок – педагоги снимают короткие образовательные видео. Они готовят учеников к ЕГЭ по обществознанию и математике, повторяют правила русского языка. Подача у всех преподавателей разная, и каждый школьник имеет возможность найти ту, которая ему больше нравится.

Близость к ученикам

Когда учитель хочет не только выкладывать уроки и презентации, но и общаться с ребятами, узнавать, чем они живут, что им интересно, он идет в социальные сети. Педагоги заводят странички в Инстаграме, чтобы постить смешные ролики о школьной жизни, веселить коллег и учеников. Развлекательный контент – это способ формировать сообщество, поддерживать позитивную атмосферу в процессе учебы.

Преподаватель московской школы №2120 Елена Дидух начала вести страничку в ТикТок, чтобы заинтересовать детей, родителей и коллег школьной жизнью, показать, что в классе есть место не только урокам, но и веселью. Ролики стали набирать популярность, затея переросла в целую Школу ТикТока: Елена учит семиклассников создавать видеоконтент, генерировать идеи, писать сценарии, снимать и монтировать видео, которые набирают миллионы просмотров:

«Учителя создают аккаунты, чтобы лучше понимать детей и быть с ними на «одной волне». Появляется возможность доносить до школьников сложную информацию простым языком и просто веселиться».

А учитель физики, кандидат технических наук Николай Милованов начал создавать смешные и необычные ролики во время пандемии. Он в стихотворной форме объясняет, как устроен атом или как вписать окружность в четырехугольник. За год его канал разросся до 160 тысяч подписчиков, что еще раз показывает, как востребованы могут быть педагоги в интернете.

Какую платформу учитель не выберет – это станет значительным шагом вперед в его карьере и профессионализме. Современному педагогу уже невозможно «оставаться в тени офлайна», пора показывать свое мастерство на широкую публику. Репутация это в том числе и цифровой след педагога.



Новости





























































Поделиться