BIG DATA // Интервью

Зачем нужны киберспортивные клубы в школах


Зачем нужны киберспортивные клубы в школах
фото из личного архива автора

Во многих школах сейчас появляются киберспортивные клубы. Зачем они нужны и почему родителям не надо бояться, если ребенок увлекается компьютерными играми? Об этом рассказал создатель и руководитель киберспортивного клуба d4 eSports, руководитель студенческого киберспортивного клуба НИУ ВШЭ «КиберВышка», педагог дополнительного образования в школах № 1679, № 2087 Даниил Баркин.

Почему детям интересно играть в компьютерные игры?

– Компьютерные игры – это реальный способ узнать что-то новое. В онлайн-играх это в первую очередь социализация, постоянное общение с другими игроками со всех концов света. Ребенку очень важна интерактивность процесса. Чем больше возможностей даже в выдуманном мире – тем больше вариантов реализации поставленной задачи он может придумать.

– Что такое киберспорт и зачем нужны киберспортивные клубы в школе?

– Киберспорт, по сути, – это новый вид спорта, рынок которого не сформирован так, как, например, в футболе, баскетболе и так далее, но при этом уже существуют профессиональные организации и чемпионаты мира, призовые фонды которых достигают космических масштабов. Например, в большинстве дисциплин призовые фонды главных турниров достигают 1–2 млн долларов, а призовой фонд крупнейшего турнира по DoTA 2 The International в 2021 году составил более 40 млн долларов.

А киберспортивные клубы – это в том числе способ объединить детей, увлеченных одним делом – компьютерными играми.

Представьте, что вы вступили в школьную секцию по любому виду спорта и хотите в ней достичь успеха. Что вы будете делать? Ходить на тренировки, улучшать свои навыки в свободное время, удивлять своих знакомых своими новыми умениями. В киберспорте то же самое. Когда ты начинаешь заниматься им профессионально, ты видишь в своем увлечении новые трудности, испытания, пройти через которые сможешь только благодаря труду и упорству.

Ребята готовятся к соревнованиям, учатся работать в команде для достижения общей цели, будь то победа в матче или в турнире, или опыт для выработки тактики и стратегии, углубляются в киберспортивную дисциплину, которая им ближе: это могут быть шутеры (CS:GO, Valorant, StandOff 2, Brawl Stars), боевые арены (DoTA 2, League of Legends), стратегии (Starcraft, WarCraft III, Clash Royale), карточные игры (Hearthstone), симуляторы (World of Tanks, F1, FIFA).

– С какого возраста ребенок может заниматься киберспортом?

– Нет определенного возраста для начала увлечения. Но важно разобраться: во что ребенку нравится играть, есть ли соревнования по этой игре, готов ли он совершенствоваться и идти к успеху.

– Какими качествами должен обладать киберспортсмен?

– Главное качество любого профессионального киберспортсмена – дисциплина: следование распорядку тренировок и матчей, умение слушать и выполнять установки тренера и капитана команды, отслеживание своих игровых проблем и их отработка с тренером, умение работать в команде и готовность к саморазвитию. Без дисциплины невозможно достичь успеха в любом спорте, и в киберспорте в частности.

– Почему родителям не стоит бояться киберспорта?

– У всех в детстве были хобби: футбол, баскетбол, музыка, рисование и так далее. С ростом цифровых технологий у детей появляются новые увлечения: программирование, веб-дизайн, схемотехника.

Основная проблема, как мне кажется, – отсутствие нового взгляда в принципе на современные увлечения детей.

Киберспорт – это новое восприятие спорта. И это восприятие формируется неверно, потому что нет квалифицированных специалистов, которые разбирались бы в игровой индустрии.

Важно объяснить позитивные стороны игр, помочь найти общие точки соприкосновения с ребенком, ведь у родителей часто есть ощущение, что сын или дочь просто не выпускает из рук гаджеты и отдаляются от них. Почему бы не разделить с ребенком его увлечения? Можно играть в компьютерные игры вместе с ним! Есть спортивные симуляторы (FIFA, NHL, NBA), сюжетные игры (Ведьмак, Assassins Creed, Uncharted, FireWatch, тут уже зависит от возраста ребенка), простые аркадные игры (Overcooked). И не нужно бояться! В игре CS:GO вообще есть команды со средним возрастом более 50 лет (например, Ageless Shooters), игроки уже давно не дети, у некоторых есть внуки, но это не мешает им получать удовольствие от современных игр.

Мой совет родителям – не торопитесь делать выводы по поводу увлечений ребенка, больше разговаривайте с ним о том, что ему интересно, а также с профессионалами, которые вовлечены в процесс.

– Давайте разберёмся. Киберспорт, гейминг, зависимость от игр. В чем разница?

– Если с киберспортом в плане профессиональном можно провести аналогию с традиционными видами спорта, то с геймингом все немного сложнее. Когда просто нравится играть или когда увлекает сюжет игры (огромное количество игр основано на книгах и сериалах, одним из самых известных является «Ведьмак» польского писателя Анджея Сапковского) – это гейминг. Главное – получать эмоции: радость, грусть, сострадание.

А зависимость от компьютерных игр на самом деле очень редкое явление среди геймеров, и, чтобы ее распознать, необходима работа со специалистом.

В 99% случаев родители путают зависимость с повышенной увлеченностью. Основное отличие зависимости – отсутствие каких-либо эмоций и целей в процессе игры. Если ребенок просто на автомате заходит в игру и не получает от нее удовольствия, и при этом у него нет какой-то задачи, которую он пытается решить, стоит задуматься о том, что у ребенка зависимость, хотя точный диагноз всё равно сможет сделать только специалист.

– Есть ли уже киберспортивные профессии?

– В сфере киберспорта можно работать не только в качестве игрока, можно быть программистом, менеджером, организатором, дизайнером, и с каждым годом этот список только пополняется.

Игры – это новая эра познания мира, социализации ребенка в обществе, работы в команде, логического развития и даже изучения английского языка.

Киберспортивные профессии уже появились в российских вузах. Например, в НИУ ВШЭ есть факультет «Управление киберспортом», в РГУ ФКСМиТ – факультет «Теория и методика компьютерного спорта».

Беседовала Олеся Салунова



Новости





























































Поделиться