Симон Львович Соловейчик пришел в «Учительскую газету» в начале сентября 1986 года.
Выглядело это очень странно: знаменитый на всю страну журналист, в прошлом – капитан «Алого паруса» в «Комсомолке», «золотое перо», известный писатель, за спиной которого – открытие Сухомлинского, желанный автор в любой центральной газете – и вдруг «корреспондент по Московской области» в ведомственной газетке.
Большинство его постоянных читателей и названия такого не слышали, а те, кто слышал или читал, навсегда запомнили затхлый дух, веявший от этого издания.
Но полтора года назад в «Училку» пришел новый главный редактор из детского журнала «Мурзилка», Владимир Матвеев, с которым С. Соловейчик очень дружил и участвовал в коммунарском движении.
Первый шаг – коммунарство
Педагогика сотрудничества и началась с коммунарского движения – уникальной системы воспитания, основанной на коллективном творчестве.
Я думаю, что для В. Матвеева и С. Соловейчика опыт газетного распространения идей коммунарской методики, творческого воспитания и стал главным мотивом работы в «Учительской газете».
Знаменитая статья С. Соловейчика в «Комсомольской правде» «Фрунзенская Коммуна» (1962 год) о Коммуне юных фрунзенцев, созданной в Ленинграде Игорем Петровичем Ивановым, положила начало поддержке этого движения со стороны ЦК ВЛКСМ. Уже летом в «Орленке» собрали юных коммунаров со всей страны, в следующем году состоялся Всесоюзный сбор юных коммунаров, а с осени 1963 года (за 23 года до выхода «Педагогики сотрудничества») в «КП» стал выходить «Алый парус», фактически – «не только коллективный пропагандист и агитатор, но также и коллективный организатор!».
Эта ленинская формула сто лет работала чрезвычайно эффективно, и «Учительская газета» Матвеева-Соловейчика была почти последним примером ленинской правоты в политуправлении массами. Потом (теперь) вместо слова «Газета – …» уже надо ставить «Телевизор – …» или «Интернет – …». Но в середине 60-х годов телевидение до влияния на образование еще не добралось, а газета в тоталитарном обществе как раз полностью сформировалась до уровня пропагандиста и организатора.
И Симон Соловейчик (которому тогда было чуть за 30) сотворил чудо – он превратил коммунарскую методику в массовое движение, использовав при этом в борьбе против тоталитаризма его же оружие – несвободу прессы, жесткую связь газетных публикаций и решений партии.
«Если в газете написали – значит, это правда, значит, так и надо!» – до сих пор это сидит в сознании советского человека.
И хотя поддержка ЦК ВЛКСМ продлилась не так долго, уже в конце 1965 года отношение к коммунарскому движению изменилось, но дело было сделано – снежный ком покатился с горы, остановить его было уже слишком трудно.
Никто и подумать не мог, что через 20 лет можно будет замахнуться не только на методику воспитания (хотя, конечно, это было гигантским и очень смелым шагом), но попытаться предложить другую модель всего образования – от «муштры и показухи», как позже писал С. Соловейчик, до свободной гуманной школы, в которой ребенок и взрослый – равные сотрудники, а не подчиненный и начальник.
Педагогическая геология
После публикаций С. Соловейчика о коммунарстве в журналистике появилось новое направление – своего рода педагогическая геология, когда газетные публикации открывали обществу яркие учительские таланты.
Я думаю, все началось с открытия Соловейчиком таланта В.А. Сухомлинского. Это поразительная история об открытии неизвестного прославленного учителя. Соловейчик никогда не встречался с Сухомлинским, он писал: «Я попал в Павлыш спустя несколько месяцев после смерти Василия Александровича». Сухомлинский очень рано умер, сказались фронтовые ранения, но успел стать заслуженным учителем (в 40 лет), членкором АПН и даже Героем Социалистического труда (в 50 лет). В то же время его беспощадно критиковали и даже травили, но главное – будучи знаменитым, он оставался непонятым.
Позже С.Л. Соловейчик писал о «советской научной латыни», на которой требовалось писать о воспитании и педагогике. Но главное – и это сегодня для нас так важно! – Сухомлинский считал, что источник воспитания – самоуважение ребенка. Не внешние запреты или требования – а то, что внутри самого человека.
Позволю себе привести длинную цитату из статьи С. Соловейчика о Сухомлинском:
«В тоталитарной педагогике быть ответственным означало отвечать официальным требованиям. Каждый шаг в сторону от разрешенного объявлялся безответственным. В воспитании ответственности первый вопрос: перед кем отвечает человек? Собственно говоря, этим различаются все педагогики мира: отвечает ли человек перед Богом, перед собою, перед своей совестью, перед семьей, перед жизнью, перед своим начальством, перед государством, перед обществом, перед народом, перед нацией, перед человечеством. Или – возможна и такая педагогика – ни перед кем не отвечает. В конечном счете воспитание – это воспроизведение в душе ребенка системы ответственностей. Для Сухомлинского ответственность – это прежде всего ответственность педагога за своих детей. «Для меня было бы самым большим наказанием, – писал он, – если бы подросток прошел через мою жизнь, не оставив следа ни в памяти, ни в сердце». Чем труднее воспитывать детей, считал Сухомлинский, «тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию...» Представление об ответственности в понимании Сухомлинского переворачивается относительно официального взгляда. Источник вопроса, на который отвечает человек, лежит не вне человека, а в нем самом. Источник поведения, которое можно назвать ответственным, находится в душе ребенка – это его собственное стремление стать хорошим. Но что лежит в основе этого стремления стать хорошим? Ответ Сухомлинского однозначен: самоуважение». Это опубликовано в газете «Первое сентября» осенью 1993 года, через 23 года после смерти Сухомлинского.
Соловейчик открыл смысл сделанного и написанного Сухомлинским, и оказалось, что это необходимая работа – открывать смысл того, что делает учитель.
Я уверен, что «Педагогика сотрудничества» – это не описание методик или принципов преподавания или воспитания, хотя и это тоже, но прежде всего – это смысл современной школы, ее миссии и веры в то, что суть образования – в раскрытии сил и таланта самого человека, а не в стремлении соответствовать внешним требованиям или стандартам.
В этом и водораздел между тоталитарной педагогикой и педагогикой сотрудничества: источник, движущая сила учения – вне человека или в нем самом?
Я так понимаю Соловейчика, его философию, его мировоззрение, онтологию.
И по этой дороге пошли многие талантливые журналисты, начавшие открывать советским гражданам учителей, высвобождавших детскую энергию: Нелли Логинова, Ольга Мариничева, Валерий Хилтунен, Александр Радов и другие.
А Владимир Матвеев ко времени прихода С.Л. Соловейчика в «УГ» собрал уже в школьном отделе блестящую команду педагогов-журналистов, постепенно превращающих страницы ведомственной газеты в форпост новаторства и школьных перемен: Татьяна Миледина, Лена Хилтунен, Лена Комарова, Антон Зверев (сын Олега Газмана), плюс блестящая Ирина Ханхасаева, опытная Ольга Ивановна Челпанова, чуть позже – Люда Рыбина. В 1985 году в школьном отделе «УГ» состоялось первое заседание клуба творческой педагогики «Эврика».
А 18 октября 1986 года вышла «Педагогика сотрудничества».
Дальнейшее – известно.
8 октября в 18.00 (мск) состоится онлайн-заседание экспертного клуба «Норма и деятельность», посвящённое 35-летию «Педагогики сотрудничества». Заседание пройдёт в формате Ted-talk.
Программа клуба представлена на сайте Института "Эврика".