Школьники // Новость

Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения

  • 26 августа 2020
  • 2000

Главная причина неудач школьного образования на удаленке – бедность населения
Фото: u-f.ru

Многие семьи не могут позволить себе компьютер или ноутбук: на несколько месяцев дети оказались «отключены» от школьной программы. «Масштабы этой проблемы очень широки и неодинаковы в разных субъектах Российской Федерации», – констатируют эксперты из Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского ВШЭ. Они проанализировали данные нескольких исследований и статистики в докладе «Региональные системы общего образования в условиях массового перехода на дистанционное обучение», который опубликован в серии бюллетеней Мониторинга экономики образования.

«В условиях пандемии коронавируса около четверти российских школьников оказались под угрозой лишения доступа к гарантированному бесплатному общему образованию. Это дети из малообеспеченных (в том числе многодетных) семей», – отмечают авторы доклада – Татьяна Мерцалова, Сергей Заир-Бек и Константин Анчиков. Статистика подтвердила связь между уровнем жизни в регионе и наличием в домохозяйствах компьютеров. В многодетных семьях ситуация усугублялась еще и тем, что одного устройства было недостаточно, чтобы учились все.

Картина в регионах слишком разная, чтобы предлагать какие-либо единые меры. Эксперты считают, что для помощи бедным семьям «необходим поиск нетривиальных решений на местах». Одним из распространенных шагов во время пандемии стала передача школьных компьютеров и ноутбуков ученикам. Как временная мера это работало, но в трети регионов – в частности, в Дагестане, Адыгее, Марий Эл, Тыве, Еврейской автономной области – для решения этой проблемы школьных устройств не хватит.

Ещё один острый дефицит – качественный интернет. В неравных условиях оказались городские и сельские школы. В целом 40% учебных заведений вынуждены работать в условиях, когда скорость интернета ниже 2 Мбит/сек – это необходимый минимум, чтобы можно было вести синхронные дистанционные уроки. У 12% сельских школ скорость подключения ниже 256 Кбит/сек: «на загрузку видеофайла может уйти до двух рабочих дней учителя», – отмечено в исследовании.

Третья по значимости проблема – низкие цифровые квалификации педагогов, особенно возрастных. Не имеет достаточных навыков для работы на удаленке каждый пятый учитель, а среди педагогов пенсионного возраста таких больше половины. 15% регионов эксперты относят к «зоне риска» из-за возрастного состава учителей и низкого охвата программами повышения квалификации. В их числе Алтай, Ингушетия, Калмыкия.

Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно укрепить материально-техническую базу школ и дать им больше автономии для принятия мер, – считают исследователи.



Новости





























































Поделиться